Св.Ипполит Римский: Толкование на книгу пророка Даниила

Воскресенье, 23.10.2016 18:47


Модуль: com-ippolit
Название: Св.Ипполит Римский «Толкование на книгу пророка Даниила»;
Источник: azbyka.ru


Модуль подготовил: Дрэничеру Александр;
Сайт: «Записки мирянина»
Сайт: «Православная Цитата» BQT


примечание: удалил все греческие вставки и ненужные многочисленные сноски-комментарии переводчика.


Об авторе [wiki]:

Святой Ипполи́т Римский (около 170 — около 235) — один из самых плодовитых раннехристианских авторов, мученик, второй антипапа (217/218 — 235). На Западе праздник в его честь отмечается 13 августа, у православных — 30 января (12 февраля).

Трудился в Риме, но писал на греческом языке, образование его носило эллинский характер; мог быть римским уроженцем греческого происхождения, однако большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте. Патриарх Фотий называет его учеником Иринея Лионского, хотя неизвестно, знал ли Ипполит лионского епископа лично. Ипполит был ревностным поборником кафолической Церкви и боролся словом и делом с ересями того времени, в основном антитринитарными.

Решив, будто папа Зефирин (ок.198-217) стал уклоняться в ересь, Ипполит отделился от него и создал свою общину. Усилило его оппозиционные настроения избрание папой Каликста, и он продолжал оставаться антипапой при папах Урбане и Понтиане. С последним он был изгнан императором Максимином в Сардинию. Там они примирились и решили, что следующим папой будет Антер.

Ипполит был четвертован. Папа Фабиан торжественно перезахоронил мощи Понтиана и Ипполита в Риме.


Цитаты:

«Зачем же ты стремишься узнать время и день Господень, когда сам Спаситель скрыл его от нас? Скажи мне, знаешь ли ты день смерти своей, а любопытствуешь о конце всего мира? Если бы Господь по своему преизбыточествующему к нам милосердию не долготерпел, то давно бы все погибло. Посмотри, что сказал Иоанн в Апокалипсисе: «И… видех под олтарем душы избиенных за (имя Иисусово) … и возопиша… глаголюще: «доколе, Владыко, (Боже наш), не судиши и не мстиши крови нашея от живущих на земли ? И даны быша коемуждо их ризы белы, и речено бысть им, да почиют еще время мало, дондеже совершат мучение свое и братия их, имущии избиени быти, якоже и тии» (Апок.6:9-11). Итак, если даже мученикам, пролившим за Христа кровь свою, повелено долготерпеть, то почему же ты не долготерпишь, дабы (таким образом) и другие спаслись, и умножилось число званных святых?

Но дабы не оставить (здесь) подлежащий вопрос нераскрытым — так как человек любопытен — мы скажем здесь по нужде и о том, о чем говорить не должно бы. Исчисляя время от сотворения мира и Адама, мы легко найдем искомое. В самом деле, первое пришествие Господа нашего во плоти, которое было в Вифлееме, совершилось за восемь (дней) до январских календ, в среду, в сорок второй год царствования Августа ; от Адама же — в пять тысяч пятисотом году. А пострадал Он в тридцать третьем году, за восемь (дней) до апрельских календ, в пятницу, на восемнадцатом году (царствования) Тиверия Кесаря, при консулах: Руфе и Рубелионе и Гайе Кесаре, бывшем (консулом) в четвертый раз, и Гайе Кестии Саторнине.

Итак, чтобы наступила суббота, «отдохновение, святой день, в который точи (Бог) от всех дел своих, яже сотвори [начат Бог творити]» (Быт.2:30)», необходимо нужно, чтобы эти шесть тысяч исполнились . Ибо суббота есть образ и подобие того имеющего открыться царства святых, когда они, как говорит Иоанн в Апокалипсисе, — будут царствовать вместе со Христом после того, как Он придет с небес. В самом деле, день Господень, «яко тысяща лет» (Пс.89:5) (2 Пет.3:8). Итак, если Бог сотворил все в шесть дней, то должны исполниться и шесть тысяч лет . Но они еще не исполнились, как говорит Иоанн: «пять … пало, и един есть», т. е. шестой, «а другий еще не прииде» (Апок.17:10), разумея под этим другим седьмой, в который и будет отдохновение».

О Сусанне и двух старейшинах. Видение второе
Все повествование о Сусанне иудейские начальники, по своему желанию,теперь исключают из Священного Писания под тем предлогом, что всего этого будто бы не было в Вавилоне. Они стыдятся, очевидно, того, что произошло тогда со старцами, и не ведают, в то же бремя, домостроительства Отчего. (Они не ведают, что) Святое Писание без всякого ханжества и откровенно делает известным все: и праведные дела тех людей, которые, достигши совершенства, получили спасение, и все, соблазны, подвергаясь и поддаваясь которым некоторые погибли. Все же это (Святое Писание открывает), с одной стороны, для того, чтобы имеющие страх Божий могли соревновать праведникам и таким образом достигнуть спасения, а, с другой стороны, для того, чтобы и все, делающие противозаконное, пред своими глазами (так сказать) имели осуждение, которое им будет назначено от Бога. Тем более, что все, приключившееся благодаря старцам с Сусанной, совершается и теперь подобным же образом, благодаря князьям в Вавилоне. Ведь Сусанна прообразовала Церковь; Иоаким, ее муж, — Христа; сад же, который был при его доме, — собрание святых, этих как бы плодоносных деревьев, насажденных в Церкви. Вавилон же есть весь мир. Оба старца представляются отобразом двух народов, замышляющих козни против Церкви, из которых один — народ от обрезания, другой — народ из язычников. Слова же Писания: и были избраны начальниками над народом и судьями (над ним) — означают то, что и в настоящем веке господствуют начальники, производящие неправедный суд над праведниками.

А выражение: оба старца усердно наблюдали всякий день (Дан.13:12) за Сусанной, ходящей в саду — знаменует, что еще до сих пор за всем совершающимся в церкви наблюдают и внимательно следят язычники и иудеи, расположенные приводить против нас ложные свидетельства — как говорит апостол — при содействии тайно введенных ложных братьев, пришедших изведать нашу свободу, которую мы имеем во Христе Иисусе? (Гал.2:4).

Как раз точно так же оба старца, — говорится в Писании, — усердно наблюдали каждый день и час, «и развратили свой ум и уклонили свои глаза не на то, чтобы взирать на небо и думать о справедливом суде (Дан.13:9)» .

И действительно, каким образом могут судить правильно или взирать с чистым сердцем на небо те, которые сделались врагами и разрушителями Церкви, подчинившись власти князя мира сего (Ин.12:31) (1 Кор.2:6)?

«И они оба прониклись к ней страстью и не, поведали друг другу о своей болезни». Ведь они стыдились друг друга поведать о своей похотливости к ней (Дан.13:10-11)».
Эти слова точно так же нужно признать за истину ввиду того, что оба народа (94: Т. е. язычники и иудеи), подстрекаемые действующим в них сатаною, постоянно возбуждают гонения и преследования против Церкви и стараются только о том, как бы погубить ее, хотя сами, в то же время, не имеют между собою согласия.

«И говорили один другому: пойдем в дом, потому что уже время обеда. И вышедши они расходились друг с другом, «но затем, возвратившись, снова сходились в одном и том же месте» (Дан.13:12-14).
То, что они разставались друг с другом в час обеденный «и затем опять сходились» указывает, конечно, на то, что в земной пище иудеи не согласуются с язычниками, но, в то же время, в области знаний и всевозможных практических выгод они имеют с ними тесное общение .

«Спрашивая один другого относительно причины (96: Такого единства действий), каждый из них свидетельствовал о своей похотливости» (Дан.13:14). Точно так же и (язычники и иудеи) сами себе предсказывают, как они, испытываемые ангелами, отдадут отчет Богу во всех своих прегрешениях, по слову Соломона: «истязание же нечестивых погубит» (Притч.1:32.4). Действительно, они сами улавливаются истязанием своих собственных злобных намерений.

«И когда они искали удобного времени,она, как и вчера и третьего дня, пришла только с двумя девушками и Пожелала омыться в саду, потому что был зной»
И какого же удобного времени (ищут они), как не самого дня пасхи, когда в «парадизе» приготовляется баня опаленным; когда Церковь подобно Сусанне, собирающейся совершить омовение, предстает пред Богом чистой невестой; когда вера и любовь, сопровождающие ее — подобно двум девушкам, следующим за Сусанной, — приготовляют омывающимся елей и благовонные масти. А что же означают эти благовонные масти, как не заповеди Слова? И что означает этот елей, как не силу Святого Духа? именно те благовония и тот елей, которыми верующие намащаются  после омовения, как бы миром. Все это было прообразовано блаженной Сусанной опять-таки ради нас, чтобы мы и теперь, веруя в Бога, не считали всего происходящего в Церкви, как бы чуждым для нас (107: Имеются в виду современные Ипполиту условия церковно-общественной жизни христианского общества, гонимого языческим правительством и народом), а чтобы, наоборот, веровали всему этому, как такому, что было еще ранее чрез патриархов предизображено, по слову апостола: «Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (Кор.10:11).

А слова Писания: она пришла сюда, как вчера и третьего дня, только с двумя девушками и возымела желание покупаться в саду (Дан.13:15), означают, что когда Церковь желает принять обычное  духовное омовение, то по необходимости  должны следовать за ней как бы две девушки. Ведь чрез веру во Христа и чрез любовь к Богу Церковь, после исповедания, принимает омовение.

Кроме того, как рай, насажденный Богом в Эдеме, был прообразом и некоторым законом истины, так и всем любящим знание нужно учиться. Причем хорошо от (созерцания) земного восходить к созерцанию небесного, на основании образов постигать духовное, от кратковременного проникаться надеждою на вечное. Ведь и Моисею Бог повелел сделать скинию по образу, показанному ему на горе. А виденное им — что иное, как не образы небесного величия, чрез подражание которым он построил чувственное, т. е. скинию из негниющих деревьев, чтобы таким образом думающим о плотском показать (небесное) под образом земного? Ведь и Эдем называется новым раем сладости, насажденным на Востоке, украшенным всяким древом красным для того, чтобы под ним можно было разуметь, с одной стороны, собрание праведников, а с другой стороны — святое место, на котором основана Церковь. И замечательно, Церковью называется не самое место, не храм, построенный из камней и глины; даже сам по себе человек не может быть назван Церковью. Ведь храм (как строение) разрушается, а человек умиряет. Но что же такое есть Церковь? Собрание святых, в правде живущих; единомыслие, которое есть путь святых к общению, — вот Церковь, этот духовный храм, насажденный на Христе, как бы на Востоке, — храм, в котором обнаруживаются различные деревья всевозможного рода: и род отцов; и деяния пророков, совершенные ими по закону; и лик апостолов, умудренных в слове; и мученики, получившие избавление чрез кровь Христову; и звание девственниц, освятившихся чрез воду; и лик учителей; и чин епископов, священников и левитов. Всякою доблестию украшенные, все они процветают в Церкви, не подвергаясь тлению. Пользуясь их плодами и вкушая исходящую от них духовную и небесную пищу, мы направляем свой ум на благо. В самом деле, святые патриархи сами заповедали нам словеса Божия, как дерево, производящее добро, в раю насажденное, для иных плод в себе имеющее, для того, собственно, чтобы показанный чрез них сладкий плод Христов — этот плод жизни, предложенный нам, — мы могли познать в эти времена. Река течет безпрерывною водою (струею?), и четыре реки отделяются от нее, напаяющие всю землю. То же самое можно видеть и в Церкви. Ведь Христос, будучи рекою, четырехчастным Евангелием возвещается по всему миру и, как бы напаяя всю землю, освящает всех верующих в Него, как об этом говорит и пророк: реки истекут от чрева Его (Ин.7:38). Далее: в раю было древо познания и древо жизни (Был 2,9). Точно так же и теперь в Церкви закон и Слово являются как бы двумя насажденными деревьями. Чрез закон бывает познание греха (Рим.3:20), а чрез Слово дается жизнь и отпущение грехов (Ин.1:17). Адам, ослушавшись Бога и вкусивши от древа познаний, был изгнан из рая; взятый от земли, опять должен был обратиться в землю. Точно так же и теперь: тот, кто, будучи верным, не соблюл заповеди, лишается Духа Святого и, как изгнанный из Церкви, уже не к Тому обращает свое слово, но делается землею и обращается опять к своему ветхому человеку.

Когда же Писание говорит: входила Сусанна и ходила по своему саду (Дан.13.7) «по саду мужа своего» — в слав. Библ., то оно показывает, что все люди — цари и вельможи — насаждают себе сады по землям и странам ради увеселения подобно тому, как это сделал Иоаким в Вавилоне. Сад же у него был вблизи его дома (Дан.13:4,7). В него-то и входила Сусанна, и часто пребывала здесь в молитве и в пении божественных песней. В одну из таких прогулок она и послала обеих своих служанок принести ей все нужное для купания. И они (уходя) затворили двери (138: Разумеются главные, уличные двери сада.) сада», а сами вышли чрез боковые двери (Дан.13:18), предзнаменуя этим, что всякий, желающий приобщиться воды райской, должен отказаться от широкой двери и войти дверью узкой и тесной (Мф.7:14). И не знали, что там (144: Т. е. в саду.) скрывались старцы (Дан.13:18). Словом, как тогда, в раю, диавол скрылся в змии (Быт.3:1), так и теперь, скрывшись в старцах, он обнаружил свою страсть, чтобы снова, во второй раз погубить Еву.

«И когда вышли девушки, встали оба старца… и сказали: «вот, садовые двери заперты и никто не видит нас, а мы одержимы страстью к тебе:… будь с нами! Если же нет, то мы оклеветаем тебя в том, что был с тобою юноша, почему ты и отпустила от себя своих служанок» (Дан.13:19-21).

<…>«И зарыдала Сусанна». Итак, услышавши эти слова, блаженная Сусанна возмутилась духом и оказала сопротивление, не желая, чтобы ее тело было осквернено беззаконными старцами. И приключившееся с Сусанной нужно принять за истину, так как все это теперь ты найдешь вполне исполнившимся по отношению к Церкви. Ведь всякий раз, когда оба народа соглашаются погубить некоторых из святых, то они выжидают удобного времени, входят в дом Божий в то время, когда там все молятся и восхваляют Господа, и, захвативши некоторых, влекут их и овладевают ими, говоря: «подите сюда, присоединитесь к нам и совершите служение богам; если же нет, то мы донесем на вас». В случае отказа, действительно, они приводят их в суд, обвиняют их в том, что они будто бы поступили против приказания кесаря, и осуждают их на смерть.

И сказала: притеснения мне отовсюду (Дан.13:22). Обрати внимание на слова целомудренной и думающей о Боге женщины. Притеснения мне отовсюду, — говорит она. В самом деле, Церковь испытывает угнетения и притеснения не только со стороны иудеев, но и со стороны язычников, а также и от всех, именующих себя христианами, но на самом деле недостойных этого имени, т. е. от тех, которые, хотя усматривают в ней чистоту и твердость, но, в то же время, усиливаются погубить ее.

Ведь если я это сделаю, то мне предстоит смерть (Дан.13:22). Действительно, непослушание Богу и угодливость по отношению к людям производят смерть и вечное осуждение (Мф.25:46). Если же не сделаю, то и тогда не избегну от рук ваших (Дан.13:22). И это она сказала истину. В самом деле, если бы все, называющие себя христианами, приводимые ради имени Господа, стали исполнять требования человеческие, то они умерли бы для Бога и стали бы жить только для мира. И наоборот, если они не исполняют приказаний людских, то точно так же не избегают рук судей и, осужденные ими на смерть, умирают.

«Лучше мне, поступая так, впасть в ваши руки, нежели согрешить пред Богом» (Дан.13:23). Действительно, лучше умереть от несправедливых людей, чтобы жить у Бога, чем согласившись с ними и получивши от них отпущение, впасть в руки Божии (Евр.10:31).

Ради того, собственно, Господь наш Иисус Христос умер и ожил, чтобы начать господствовать над живыми и мертвыми (Рим. Д4,9). Но и этому опять научила нас та же блаженная Сусанна. Она в каждом своем действии на самой себе отображает тайны Церкви. Ее вера, благочестие и телесное целомудрие возвещаются даже до сих пор по всей земле. Вот почему, собственно, я и умоляю всех вас, жен и девиц, как малых, так и взрослых, чтобы вы, по прочтении всех этих писаний, имея пред своими очами суд Божий, подражали Сусанне; притом так, чтобы и вам можно было получить от Бога ее награду, а при помощи Слова, обитавшего в Данииле, избавиться от второй смерти (Апок.20:6). Вы, мужи, подражающие целомудрию Иосифа, и вы, жены, подражающие целомудрию и вере Сусанны, не допустите, чтобы на вас были направлены обвинения в пороке, (не допустите), чтобы все, сказанное о старцах, было истинным и по отношению к вам! Тем более, что в настоящее время появилось много лживых соблазнителей, совращающих праведные души святых — (таких соблазнителей), которые, желая проявить свою (притворную) любовь, одних развращают посредством суетных слов, а других-погубляют посредством своих еретических установлений. Вот почему и Апостол, предвидя то, что должно было совершиться в данном случае, сказал: «Боюся же, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваши от простоты, яже о Христе» (2 Кор.11:3). Будьте же все святыми: прошу вас; любите истину и подражайте чистоте Сусанны, которая не сделалась рабой плотской похоти и не повиновалась влиянию старцев, но, убоявшись пред Богом от всего сердца, предпочла себе кратковременную смерть, чтобы избежать мучений огненных».

После того, как все это случилось, Писание говорит далее:« и воззвала громким голосом Сусанна» (Дан.13:24). К кому же иному Сусанна воззвала, как не к Богу? Как об этом и Исаия говорит: тогда воззовешь и Бог услышит тебя и, когда ты будешь еще говорить, Он. скажет: вот Я (Ис.58:9). Воззвали и оба старца против нее (Дан.13:24). Действительно, и теперь беззаконники не престают еще взывать против нас и говорить: «исторгните их с земли: ведь им не прилично жить». — «И один из них побежал и отворил садовые двери» (Дан.13:25), как бы указуя этим на тот просторный и широкий путь, шествуя которым все сочувствующие им (180: Т. е. старцам, соблазнителям Сусанны.) погибнут. «Но девушки, наоборот, показали тесные двери, находящиеся с другой стороны, — (двери), чрез которые они и сами вышли.

Как только служанки услышали голос Сусанны, тотчас же прибежали на него (Дан.13:26). Но эти поступили иначе: отворивши широкие двери, они указывали при этом на виновность (Сусанны), достойную смерти. Служанки, услышавший такие слова старцев, устыдились; тем более, что никогда еще они не слыхали относительно Сусанны ни одного дурного слова (Дан.13:27). Возлюбленные, добрая жизнь, (проводимая) с самого детства, служит залогом похвалы для человека, даже после его смерти. (Смотрите же), как то же самое подтверждается и на примере Сусанны: еще с детства наученная закону Божию и постоянно проводившая чистую и целомудренную жизнь, она (легко) могла обнаружить невероятность всего того, что сказали относительно ее старцы. Не ясно ли отсюда, что и всякий верующий и всякая верующая — в том случае, конечно, если сохраняют веру, приобретенную ими, — из боязни пред Богом не совершают греха! Наоборот, если кто даже и называет себя верным, но на самом деле совершает дела неверных — такой человек получит от Бога двойное наказание, хотя теперь это наказание для всего мира остается еще тайной.

«И наутро собрался (народ) к ее мужу Иоакиму. Пришли также и оба старца, исполненные беззаконного злоумышления на Сусанну, направленного к тому, чтобы ее уморить. И сказали они пред народом: пошлите за Сусанной, дочерью Хелкиевой, женой Иоакимовой. Они послали: и пришла она сама, и родители ее, и дети ее, и все родственники ее» (Дан.13:28-30).

То же самое происходит, и в настоящее время. И теперь, когда захватывают кого-нибудь из святых и приводят его в судилище, то обыкновенно все стекаются сюда посмотреть, что с ним будет».

«Сусанна же была очень молода и красива собой (Дан.13:31). Действительно, она была очень красива, но не красотою телесной, блудничной, какой обладала Иезавель, и не лицом, изукрашенным различными красками; наоборот, она имела красоту веры, целомудрия и святости.

«Эти же беззаконники повелели раскрыть ее — так как она была покрыта — чтобы насладиться красотой ее (Дан.13:32). В данном случае понятно, братие, что это за злое деяние было совершено особенно после того, как сам апостол сказал: жене приличествует иметь покрывало на голове ради ангелов (1 Кор.11:10). Эти же совершили противозаконие: они приказали раскрыть ее, не устыдившись при этом самого народа.

34-35 «Вставши пред народом, они возложили руки на голову ее» (Дан.13:34) — это для того, конечно, чтобы, по крайней мере, чрез прикосновение к ней, они могли бы удовлетворить похоть своей собственной страсти (Дан.13:32) . Она же со слезами на глазах воззрела на небо, потому что сердце ея питало надежду на Господа (Дан.13:35). А этими слезами она, конечно, призывала с небес Слово, Которое впоследствии имело воскресить из мертвых Лазаря (Ин.11:35).

«И сказали старцы: когда оба мы ходили в саду, она (также) вошла с двумя служанками и затворила двери сада, и отпустила служанок, и пришел к ней юноша, который был скрыт, и возлег с нею. Мы же, находясь в углу сада, видели беззаконие и пошли к ней; хотя мы видели, как они блудили, но однако этого не могли удержать, потому что он был значительно сильнее нас обоих: он отворил садовые двери и выскочил, эту же взявши мы спрашивали: кто был тот юноша? Но она не хотела поведать нам: о сем свидетельствуем. И поверило им собрание, так как они были старейшинами и судьями народа: и осудили ее на смерть» (Дан.13:36-41).

Так должно и нам, сохраняя твердость во всяком деле, обращать внимание не на слова ложные, а при нашей легкомысленности доверятся не одной только личности начальников — особенно в виду того убеждения, что всем нам придется отдать Богу отчет в каждом слове (Мф.12:36) (Рим.14:12), — но, Действуя согласно со справедливостью и выполняя бее с точною верностию, мы должны оказаться благодарными пред Богом. Сыны же Израилевы, наоборот, доверившись легкомысленно своим начальникам и не изследовавши истины, сделались повинными в несправедливом осуждении Сусанны на смерть.

Но эта, призвавши небесного мстителя, воззвала, говоря: Боже вечный, и сокровенных ведателю, сведый вся прежде бытия их Ты веси, яко лжут на мя, и се умираю, не сотворивши ничесоже, о нихже сия глаголаша на мя. И послуша Господь гласа ея» (Дан.13:42-44). Действительно, всех, которые только обращаются к Богу от чистого сердца, Он выслушивает, а от тех, которые обращаются к Нему с лукавством и притворством, Он отвращает лице свое.

«И когда вели ее на погубление, воздвиг Бог Духом Святым юного отрока, по имени Даниила. И воззвал он голосом громким: чист я от крови сей (Дан.13:45-46). Что же это за происшествие, возлюбленные? Посмотрим также, почему, собственно, это посещение со стороны Бога произошло не ранее ее осуждения, но только тогда, когда уже повели ее на смерть? (Несомненно) для того, чтобы этим самым обнаружились величие и сила Божии. Ведь всякий раз, когда Бог желает кого-нибудь из своих рабов избавить, то избавляет тогда, когда желает и как желает; равным образом, когда Он желает, чтобы кто-нибудь скончался, то замедляет исполнение своего желания с тою целию, чтобы прославить его, увенчавши при этом, как доброго страдальца.

Когда Сусанна молилась и была услышана, был послан (к ней) ангел Господень — этот мститель и помощник — для того, чтобы поразить ее врагов. Узревши его поспешение, блаженный Даниил как пророк и имеющий в себе Духа Божия, и воскликнул, говоря: чист я от крови сей! Это для того (он воскликнул), чтобы ему не сделаться виновником ее смерти подобно тому, как и Пилат поступил точно так же относительно Господа, умывши свои руки и сказавши: чист я от крови Его (Мф.27:24).

Но может сказать кто-нибудь: не стоит и касаться этого вопроса, так как нельзя с достоверностью узнать, действительно ли Даниил воскликнул после того именно, когда увидел ангела. Но если ты, человек, немного повременишь, то сам Даниил тебя научит. Когда народ услышал голос  и пришел в смущение, (Даниил) ответил и сказал: «Ужели вы, сыны Израилевы, настолько неразумны, что, не испытавши и не уразумевши истины, осудили дочь Израилеву? Возвратитесь опять в судилище: ведь они сказали против нее ложь». И возвратился весь народ с поспешностию (Дан.13:48-50).

Эти же беззаконники — не без некоторого смущения, конечно, и не предполагая в Данииле всех словесных сил, которые были присущи ему, несмотря на его юный возраст, — обратились к нему со следующими словами: «Сядь здесь посреди нас и скажи нам; ведь тебе Бог дал старейшинство». И сказал Даниил: «разведите их друг от друга подальше, а я испытаю их». Когда же их развели, он призвал, одного из них, и сказал ему: «престарелый злыми днями, ныне преисполнились грехи твои, которые ты совершил прежде, производя неправедный суд ведь ты осуждал невинных и прощал виновных, хотя сам Бог говорит: невинного и праведного не убивай. Если ты действительно эту видел сегодня, то скажи, под каким деревом ты видел их находящихся вместе»? Он же ответил: под терном. Тогда Даниил сказал: «право, солгал ты на свою голову: и вот уже вышел ангел Божий, получивший повеление от Бога разсечь тебя пополам» (Дан.13:50-55). Ясно, таким образом, что Даниил сказал уже известное ему; ведь его слова: уже вышел ангел Господень, получивший от Бога повеление разсечь тебя пополам, » ясно показывают, что когда Сусанна начала молиться Богу и была услышана, к ней тогда именно был послан на помощь ангел. То же самое случилось с Товией и с Саррой. Когда они молились в один и тот же час и в один и тот же день, молитва их обоих была услышана, и был послан к ним обоим для исцеления архангел Рафаил (Тов.3:16-17). «Таким образом, согласно тому, что еще ранее было сказано пророком Амосом: не сотворит Господь дела, если наперед его не явит своим рабам чрез посредство пророка (Амос.3:7), — Даниилу было видение. И вот возстал в нем Дух Святой для того, чтобы после предварительного испытания старцев ангел подвергнул их казни как ложных свидетелей. »

Мы еще предварительно, в начале сказали, что оба старца выставляются, как образы двух народов: народа обрезания и народа языческого, которые, собственно, всегда являются врагами для Церкви. Что это действительно так, мы можем узнать из слов самого Даниила и на основании их научиться, что Писание, собственно, ни в чем нас не обманывает. В самом деле, первому старцу (Даниил) сказал: «Престарелый злыми днями, ныне преисполнились грехи твои, которые ты совершил прежде, производя неправедный суд: осуждая невинных и прощая виновных, хотя сам Бог говорит: неповинного и праведного не осуждай». Ясно, таким образом, что он обращается к этому старцу, как изучившему и разумеющему закон. По отношению же ко второму (старцу), как образу языческого народа, он выражается уже совершенно иначе; он сказал ему: племя ханааново, а не иудино. Назвавши же его племенем ханаановым, он ясно указал на него, как на язычника, почему далее и говорит к нему образно: «Так то похоть охватила тебя и красота развратила сердце твое? Так то вы поступаете с дочерями Израильскими, которые в страхе пребывали с вами? Но ныне дщерь иудина не потерпела беззакония вашего. Итак, если ты ее видел, то теперь же скажи: под каким именно деревом ты видел их, находящихся вместе?» Он ответил: под чресминою. Тогда Даниил сказал: «право солгал и ты на свою голову: и ангел Господень уже готовится разсечь тебя мечем пополам, чтобы истребить вас». (Дан.13:58-59)

Итак, чтобы во всех отношениях была сохранена истинность Священного Писания и чистые уста блаженных пророков оказались (действительно) чистыми, мы должны объяснять речение речением же и сопоставлять фразы с фразой : Когда же все это происходило, возопило, — говорит (Писание), — все собрание голосом великим и благословило Бога, спасающего всех надеющихся на Него. И возстали на обоих старцев за то, в чем, изобличил их Даниил, как свидетельствовавших ложное из уст своих (Дан.13:60-61).

Итак, какой же смысл мы найдем в том, что один сказал: «σχΐνον» (терн), а другой: «πρίνον» (чресмина)? На это последует объяснение. Что же они хотели этим сказать?… Ведь когда Даниил изобразил своими словами страстные похотения их сердца и чудовищную их страсть, которую они имели еще в (своих) глазах; когда он начал указывать на их тайные в начале преступления, совершенные ими по отношению к дочерям израилевым, — они сами, столь явно изобличенные Святым Духом и (как бы) помрачившись в своем уме, в это время назвали различные деревья для того, собственно, чтобы таким образом самим же изобличить себя своими же собственными словами.

Услыхавши об этом, весь народ и все родственники ее воскликнули, говоря: обманщики они… И возстали на обоих старцев и поступили с ними соответственно тому, как они сами замышляли поступить с ближним, и убили их, потому что Даниил изобличил их в лжесвидетельстве их оке собственными устами. Таким образом исполнилось речение: роющий яму ближнему, сам в нее упадет. И спасена была кровь неповинная в тот день. Хелкия оке и жена его восхвалили Бога за дочь свою вместе с Иоакимом, мужем ее, и всеми родственниками, потому что не обрелось в ней постыдного деяния. И Даниил был велик пред народом от дня того, и потом. (Дан.13:62-64)

Итак, возлюбленные, мы во всем должны быть внимательными из боязни, чтобы кто-нибудь, изобличенный в каком-нибудь преступлении, не сделался бы сам повинным за свою душу. Мы должны знать, что Бог является судьей за все, так как Он сам есть всеобъемлющее око, и ничто из совершаемого в мире не может скрыться от Его взора. Вот почему, пребывая всегда бодрыми в сердце своем и проводя целомудренную жизнь, вы подражайте Сусанне, и созидайте в себе рай, и будьте участниками в постоянно Текущей воде, и очищайте с себя всякую грязь, и освящайтесь небесным елеем, чтобы вы могли представить Богу чистое тело; и возжгите светильники, и ожидайте Жениха, чтобы когда Он постучится, вы могли Его впустить и прославить Бога чрез Христа, Которому слава во веки. Аминь.

 


скачать: com-ippolit
прим.: модуль положить в папку «\Commentaries»
labe_end


«Православная Цитата» BQT

Просмотры: (499)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *