Св.Порфирий Кавсокаливит: «Цветослов советов»

Среда, 22.01.2014 19:24

Св.Порфирий Кавсокаливит

 «Цветослов советов»

Год выпуска: 2008
Переводчик: Иеромонах Агафангел (Легач)
Издательство: © Святая Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеймонова монастыря
ISBN: ISBN 978-5-903931-08-8
Формат: PDF
Качество: распознанный текст
Количество страниц: 494
Оцифровка и подготовка: Дрэничеру Александр;

Описание:  Настоящая книга является собранием духовных наставлений и советов Старца Порфирия Кавсокаливита (1906-1991) — одного из самых известных подвижников среди знаменитых афонских старцев второй половины XX в. При составлении сборника были использованы все известные книги и публикации, посвященные отцу Порфирию.

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации старца Порфирия.


Св.Порфирия уже нет необходимости представлять, кто это — если старец Паисий Афонский широко известен, благодаря изданным в России книг с его духовными поучениями, то по уверениям греков, старец Порфирий имел большую известность и почитание — к нему стекались со всей Греции и из далеких зарубежных стран. Может косвенным подтверждением можно считать, что старца канонизировали уже в 2013г, когда канонизация его современника Паисия только ожидается. Сам старец Паисий говорил о Св.Порфирии:

«У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

По моим ощущениям, книга очень будет полезна, в первую очередь тяжело больным и особенно больным раком. По Божьему промыслу, как раз первый раз на нее наткнулся в сети и прослушал (в сети есть аудио-книга), когда умирала от рака моя знакомая. Я ей посоветовал послушать эту книгу и она была мне очень благодарна, сказала, что ей намного легче было перебороть дикие боли, которые не прекращались на протяжении многих месяцев.

Здесь, по случаю, размещу некоторые цитаты о Церкви, Папе Римском и католиках, но это все-таки не главная суть книги — главное, это любовь к Богу и к людям — любовь, которую о.Порфирий стяжал в полной мере.

 

НЕ БОЙТЕСЬ РИМСКОГО ПАПЫ
«Я встретился с отцом Порфирием в Милеси, в стареньком передвижном домике на колесах. Он принял меня с любовью и с интересом слушал то, что я ему говорил. Затем он пророчески сказал мне: «Не бойтесь, Римский папа с давних пор намеревается подчинить себе Православную Церковь. Но настанет день, когда диалог с католиками зайдет в тупик. Ничего у них не выйдет. Ведь униаты, этот троянский конь, показывают яснее ясного, что католиков интересует только одно — чтобы православные признали главенство Римского папы».

КАТОЛИЧЕСКАЯ ПАСХА — ПУСТЬ ОНИ К НАМ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ
«Приближался богословский симпозиум католиков и православных, который проходил за рубежом. Его целью было обсуждение вопроса о совместном праздновании Пасхи. Накануне один духовный сын отца Порфирия, получая его благословение на поездку, спросил, какой позиции ему следует держаться на предстоящей встрече. Старец ответил: «Вы следуйте православной позиции. Если католики хотят присоединиться к нам, то мы не можем и не должны им в этом мешать».

«Спасение в Церкви!» — всегда говорил нам Старец. — Кто является членом Церкви, тот не боится второй смерти! Для тех, кто состоит в Церкви Христовой, смерти нет! Православие — совершенно, в нем нет никакого несовершенства!»

ОТЕЦ ПОРФИРИЙ ОБЛАДАЛ ЦЕРКОВНЫМ СОЗНАНИЕМ
«У Отца Порфирия было очень развито церковное сознание. Он с большим уважением относился к клирикам и церковной иерархии. Старец говорил: «Если я испорчу отношения с епископом, если епископ начнет на меня гневаться, то моя молитва не достигнет небес».

Старец был, так сказать, экклесиоцентричным. Церковь была основанием всей его жизни и всех его трудов. Очень часто я замечал, как отец Порфирий, говоря о Церкви, не мог сдержать слез. Он испытывал глубочайшее уважение к официальной Церкви. Епископ для него всегда был на месте и во образе Христа. Старец страшно расстраивался, когда видел, что осуждают епископов, нападают на них в печати. Каков бы ни был епископ, он — глава. Он на месте и во образе Христа. Таковы были священные принципы Старца».

О вечной проблеме борьбы добра и зла — «Бить по морде или нет»:

= Закон. Притча первая.=

Меня всегда занимала острая проблема взаимоотношения любви и силы. С одной стороны, любовь, как ей учил и как ею жил Христос и каждый святой человек Божий, а с другой стороны — разнообразные отношения, как между людьми, так и между государствами, строящиеся на основе силы.

Я спросил Старца, что он об этом думает. Он ответил: «Все очень непросто» — и рассказал мне следующую притчу: «В давние времена в горах был монастырь. Монахи в этой обители жили мирно и спокойно. Но однажды в монастырскую ограду ворвалась шайка разбойников. Их лица были свирепы, они вошли в храм, и атаман потребовал к себе игумена. Один монах передал старцу, который в это время находился в алтаре, требование главы шайки. Но игумен не торопился. Он попросил атамана немного подождать, а сам, опустившись на колени перед святым престолом, начал горячо молиться ко Господу о том, чтобы Он избавил их от грозящей опасности. В это время атаман с любопытством рассматривал храмовые фрески. Он был дикарем, и его внимание привлекло изображение Страшного Суда, и особенно ужасного змея, который извергал пламя из открытой пасти и поглощал осужденных на мучения. В этот момент из алтаря вышел отец игумен. Увидев его, атаман сказал:
— Немедленно отдай мне все монастырские сокро¬вища, иначе мы всех вас перережем. Однако сначала я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что здесь изображено.

Игумен, который про себя не переставал молиться, объяснил разбойнику, что на одной половине фрес¬ки изображен Христос, который берет с Собой в Рай праведных, а на другой — диавол-змей, поглощающий среди адского пламени грешников.
— А кто эти грешники? — снова задал вопрос атаман.
Игумен ему ответил:
— Это те люди, которые крадут, убивают, бранятся, бесчестят жен… Это люди, которые делают всякое зло…
— Это значит, — с беспокойством перебил старца разбойник, — что и я пойду в ад?
— Как мне представляется, — ответил ему игумен, — ты сам туда стремишься.
— А можно ли избежать мучения?
— Можно.
— Как?
— Покайся во всех своих грехах, исповедуйся, причастись, начни подвизаться, чтобы уклоняться от зла и творить добро.
— Где же я могу все это сделать?
— Здесь, в монастыре.
Услышав это, атаман резко обернулся к пришедшей с ним шайке и сказал им:
— Я остаюсь здесь.
Разбойники покинули монастырь, а их атаман исповедался старцу, и тот постриг его в монахи. Игумен дал ему и правило — ничего не делать без благословения старца-монаха, у которого он будет находиться в послушании.

Однажды старец послал его вместе с другим монахом в горы заготавливать топливо на зиму. Они должны были нарубить дров и привезти их в монастырь. Братья, взяв с собой осла, отправились в путь. Поднявшись на гору, они нарубили дров и взвалили их на спину животному. Однако, когда они уже собрались в обратный путь, внезапно на них напали разбойники. Они избили монахов и забрали их осла вместе с дровами. Атаман-монах разгневался, но, прежде чем что- то сделать, спросил своего спутника:

— Что пишется в книгах, что мы теперь должны делать?

Монах ответил:
— Ничего. Христов закон говорит, что если кто ударит тебя по одной щеке, обрати к нему и другую .
Разбойники со своей добычей ушли, а монахи, израненные и с пустыми руками, отправились назад в монастырь. Увидев их, игумен сильно опечалился, но не сказал ни слова. Спустя несколько дней он снова, дав им другого осла, послал их в горы за дровами. Но… повторилось то же самое. Игумен был в недоумении и не знал, что предпринять. Однако, поскольку становилось все холоднее, он с трудом нашел еще одного осла и снова послал братьев в горы. В тот момент, когда они уже собрались, нагрузив осла вернуться назад, опять появились те же самые разбойники. Они забрали осла, начали бить монахов. Терпение атамана-монаха было на пределе, но он опять спросил спутника:
— Скажи мне быстрее, что говорит Писание, чт— Скажи мне быстрее, что говорит Писание, что нам делать?
— Ничего, закон Христов предписывает терпение и любовь к врагам.
Однако его ответ не удовлетворил атамана-монаха.
— Вспомни-ка хорошо, — сказал он, — разве нет других Писаний, которые говорят иначе?
Спутник отвечает:
— Есть. Это Ветхий Завет с законом Моисея.
— А что говорит этот закон?
— Он говорит: Око за око, зуб за зуб .
— Это хороший закон! — воскликнул атаман-монах и ударил одного из разбойников. Тот как подкошенный повалился на землю. Его товарищи с удивлением посмотрели на монаха. Тогда он распахнул подрясник, и показалась его грудь, густо заросшая волосами.

— Знаете ли вы, кто я? — спросил он перепуганных разбойников. — Я — тот самый знаменитый атаман, который стал монахом. Если вы не хотите, чтобы я вас всех искалечил, оставьте этого ослика и приведите нам тех двух животных, которых вы украли. И не забудьте сначала нагрузить их дровами.
Разбойники сделали так, как им было сказано. Монахи торжественно вернулись в монастырь с тремя нагруженными дровами ослами. Увидев их, игумен осенил себя крестным знамением и прославил Христа.

Тогда атаман-монах сказал ему:
— Геронда, не прославляй Христа, но прославляй Моисея. По закону Моисея мы вернули назад все украденное. Потому что если бы мы все еще придерживались закона Христова, то снова вернулись бы назад избитыми и без осла».

==Любовь. Притча вторая.==

Эта история, с необычайным искусством рассказанная Старцем, произвела на меня сильное впечатление.
Я пытался как-то ее осознать, но тут отец Порфирий начал рассказывать другую притчу:

«В одном монастыре не было молодых монахов. Братия мало-помалу старели и умирали. В конце концов остался только один монах. Он продолжал жить в монастыре как пустынник. Будучи совершенно неграмотен, этот брат обладал простой и крепкой верой. Совершая свое молитвенное правило или занимаясь различными работами по хозяйству, монах верил, что Христос и святые живы и находятся рядом с ним, поэтому он часто разговаривал с ними, как с живыми людьми.

Как-то раз, когда монах вышел по делам из монастыря, в обитель пришли разбойники. Они забрали все, что нашли, на-вьючили вещи на своих мулов и сразу же скрылись. Когда монах вернулся и увидел, что монастырь разорен, то испугался. Он тотчас же побежал в храм, пос¬вященный святителю Николаю, стал перед иконой небесного покровителя монастыря и с негодованием воскликнул:

— Святителю Николае, что же здесь произошло, пока меня не было? Пришли злые люди, обворовали монастырь, ты видел их и ничего им не сказал? Что ты сделал для того, чтобы предотвратить этот грабеж? Вижу, что ничего. Значит, раз ты не защитил монастырь, то ты недостоин находиться там, где сейчас находишься. Я уберу тебя отсюда.

С этими словами монах вынул икону святого из иконостаса, вынес ее из монастыря и прислонил к большому камню. Вернувшись назад, он запер монастырские ворота. Не прошло и часа, как он услышал громкий стук в ворота обители. Открыв их, он с изумлением увидел перед собой разбойников вместе с ослами, навьюченными краденым. Они сказали:

— Мы ограбили монастырь. Сначала наши живот¬ные шли за нами как обычно, но затем они вдруг встали как вкопанные. Мы их и били, и тянули, но все было напрасно. Однако, когда мы повернули назад в сторону монастыря, они сразу же побежали вперед быстрее нас. Тогда мы подумали, что Бог хочет вернуть назад украденное, и вот мы все привезли тебе назад.

Монах принял все вещи и, когда разбойники скрылись из вида, возблагодарил Господа. Тут он вспомнил об иконе святого, пошел к тому камню, где он ее оставил, поклонился и сказал:

— Теперь я тебя забираю, отче Николае. Ты действительно защитник монастыря.
С этими словами он торжественно поднял образ святого и вернул его на прежнее место».

Размышляя над этими двумя историями, я пришел к выводу, что Старец хотел мне сказать, что проявление к врагам любви, а не насилия, предполагает святость — игумена в первой истории и простого монаха во второй. Тогда как для монаха-атамана, который еще не достиг святости, обращение к закону Моисея было естественной потребностью.


Пост создан в первую очередь для размещения оцифрованной версии книги в док.формате, сделанного с этого скана.

доп.ссылки:
заметки в блоге «Записки мирянина»:
«Бить по морде или нет. (Читальня: старец Порфирий Кавсакаливит «Цветослов советов»)»
«О том, как Папа Римский приглашал к себе афонских старцев Паисия и Порфирия. Церковь и еретики».

скачать: «СТАРЕЦ ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ: Цветослов советов« (doc/1,9Mb)


labe_end
«Православная Цитата» BQT

Просмотры: (2484)

3 ответа на “Св.Порфирий Кавсокаливит: «Цветослов советов»

  1. Обратная ссылка: jesse

  2. Очень сомнительна.святость такого старца!Притчи его и Христа значительно рознятся.Да,в последние времена живем…

    • Ну, Церковь уже сказала свое слово, если Вы и А.И.Осипов святее Церкви — то, что могу сказать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *