Фильм А.Балабанова «Груз-200»: День возмездия. Фильм о растоптанной любви

Суббота, 13.07.2013 11:46

ссылки на оригинал: (part1) (part2) (part3)

Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
(Ис.34:8)

После первого моего расклада-анализа (все-таки мне трудно это назвать рецензией или критикой) фильма «Я тоже хочу» (см.заметку: «Фильм А.Балабанова «Я тоже хочу»: Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу»), вдруг почему-то возникла тема фильма «Груз-200» — один читатель за другим стали спрашивать по поводу него и делиться своими мыслями. Как постоянно в своих заметках упоминаю, что нет  ничего  случайного, то поэтому подумал, что стоит пересмотреть «Груз-200», тем более, что после «Я тоже хочу», начинаешь переоценивать все творчество А.Балабанова и смотреть на него другими глазами. Понимал ли я много лет назад, когда смотрел «Груз-200», что это не просто весьма сильный, добротно и откровенно снятый «чернушный» фильм, а самая настоящая притча, со своими скрытыми символами и даже провидением? Нет, конечно.

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
(Матф.13:13-15)

 Если смерть А.Балабанова и вся мистика вокруг фильма «Я тоже хочу» подняла большую волну интереса к самому фильму, то падение на 40-ой день после смерти А.Балабанова колокольни, в котором снимался фильм, подняло новую большую волну интереса вообще ко всему творчеству покойного режиссера. Нет ничего случайного в этой жизни. Более того, долго не хотел браться за эту рецензию, но одна особенная деталь, в сцене с гробом, как последняя капля, все-таки заставила взяться за перо. Но обо всем по-порядку.Итак, давайте, просмотрим фильм «Груз-200» новыми глазами. Конечно, в отличии от «Я тоже хочу»,  в котором прямо буквально прочитывается Евангельский сюжет, то в «Грузе-200» не все так однозначно, нет такого же буквализма, и каждый волен воспринимать его по своему, но все же он метафоричен. Более того – фильм «Я тоже хочу», это естественное продолжение «Груза-200» — они вместе составляют одно целое. Вот на метафорах и заострим внимание.

Как и в случае с «Я тоже хочу» важно найти ключевую сцену, которая раскрывает весь фильм, как запертую шкатулку, или заводит весь фильм, как «заводной апельсин». В принципе их две – это шедевральный проезд мента Журова со своей жертвой к Ленинску, и вторая сцена, где обнаженная и поруганная девушка лежит между тремя трупами: десантника, уголовника и мента. Вот со второй и начнем.

«В «Грузе» там все персонажи это прообраз того, что творилось с нашей страной в перестроечное время. Не смотря на всю чернушность самого фильма, образы подобраны довольно точно и именно так как и было. Маньяк тот образ мертвого внутренне Запада, а девушка — чистая, не уже немного вкусившая запретного плода Росссия. И там тоже каждая фраза свой смысл несет и фильм заканчивается двоедорожием. Один из героев-преподаватель атеизма приходит в Храм креститься, а молодой парень выбирает дорогу бизнеса. Герой Серебрякова там чудесный образ светлого капитализма со своим понимаем Рая на земле».
Ирина Сидорова.

В принципе, этим комментарием моей знакомой все самое важное о фильме и сказано. Не во всем с ним согласен, но с него началось все переосмысление фильма, а потом вдруг «случайно» появился еще автор рецензии ««Груз 200». Размышление над фильмом», который также помог своими комментариями.

Итак, перед нами разворачивается трагедия России, правопреемницы СССР —  в фильме показано ее прошлое, настоящее и будущее (об этом поговорим ниже).  И в самой кульминации фильма, Россия предстает пред нами валяющейся на полу, изнасилованная, растерзанная, как дешевая проститутка в красных туфлях на голое тело, между тремя трупами:

 — труп жениха-десантника: десантник, который есть суть  советская десантура и воины, т.е. советская армия, участвовавшая в позорно слитой войне в Афганистане, о  которых страна забыла и по сути сдала и списала, как ненужный утиль и отход. Это труп, который намертво привязан наручниками к стране-девушке – этот тот скелет в шкафу, от которого, никак не избавишься и не вычеркнешь из истории;

— труп уголовника: уголовник, который поимел девушку и воспользовался ею по полной, который есть суть  — та беспредельная преступность, которая наводнила всю страну и насиловала ее в 90х , беспредельно хозяйничала, взобравшись грязными ногами в постель;

— труп импотента мента: мента, который беспомощно и равнодушно наблюдал, как преступность насилует страну. По сути, внутренне мент (прим.: я намеренно называю «мент», а не милиционер, дабы отделить понятие преступной милиции от добропорядочных милиционеров) , тот же уголовник, только с другой стороны и в погонах – он получает внутренне удовлетворение от наблюдаемого бесчинства, ибо он ощущает себя хозяином положения – не партийные боссы, которые безгранично правили, а именно он – теперь пришло его время, теперь он реальная власть. По сути он с уголовником брат-близнец, но у него есть одно важное преимущество – он может безнаказанно убивать своего брата (что и видим в сцене, когда мент Журов заметает малину на квартире у алкаша, в роли Баширова).

В сцене, незримо присутствуют еще одни определяющие герои, которые раскрывают всю истории трагедии девушки России, которая искала свободной любви и забав, и нашла ее на грязной постели среди разлаживающихся трупов и роя мух, но главное — в ней присутствует тот самый «Груз-200», в котором и находится послание всем нам ныне живущим. Но обо всем по порядку.

Приключение Алисы в стране чудес

Некий ушлый парень, без рода и корней, который не понятно откуда взялся, это суть Запад. Носит яркую красную футболку, с большой надписью на «СССР» —  т.е. это самая главная, красная цель его интересов. Россия, как легкомысленная девушка старлетка, ищет приключений на свою голову и ведет себя, как последняя шлюха – вместо того, чтобы сохранять верность своему жениху десантнику и дожидаться его, она начинает заигрывать с Западом. Жених надежен для семейной будущей жизни, но с ним не так интересно, к тому же он беден, и у него нет тех штучек, которые так соблазняют ветреное девичье сердце, поэтому, почему бы и не пофлиртовать на лево.

Не прелюбодействуй.
(Исх.20:14)

Анжелика, так зовут главную героиню, на самом деле внутри еще наивный ребенок, комсомолка, как дочь партийного работника, воспитана в вере в светлое будущее, но с взрослением, видя всю семейную кухню изнутри, понимает, что горизонты, которые ей сулит отец, не такие светлые и ясные, поэтому, как любой тинэйджер, она  особо чувствует всякую ложь и  желает всячески вырваться из под гнета и контроля отца и обрести свободу. И тут как раз и подворачивается Запад, который давно уже пасётся у ее дома, подбрасывая ей через бетонный забор всяческую фарцовку в красочной упаковке.
Нет, однозначно Анжела не была изначально  такой испорченной, ведь душа у нее суть ангельская.

Ономастическая справка:

Анжела — «ангельская» (фр.-греч.).
Анжела, как мы можем заметить, нервна, непостоянна, любит комфорт, изящество. Фантазерка, живет в мире, созданном ее воображением. Отрицает действительность. Это — поэтесса, которая мечтает, но никогда не воплощает свои мечты в жизнь.

Видит мир через призму своих эмоций. Сильно поддается чужому влиянию. Импульсивна, возбудима, а это часто приводит к нерешительности.
Натура неуравновешенная, готовая к самопожертвованию. Подвержена нервным срывам и часто беспомощна и бессильна перед сложившейся ситуацией. Не всегда может принять правильное решение, осторожна в поступках. О деятельности только размышляет. Она неорганизованна.

Но к моменту повествования, по ее вульгарному и нелепому виду, словно накрашенная сельская корова, вышедшая на городскую площадь, можно понять, что она уже успела вкусить запретных плодов с «дерева соблазна», которые взрастил Запад – плоды, о которых она тайно всегда мечтала и грезила, вдруг стали доступными, как никогда.

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела;
(Быт.3:1-6)

И вот от поедания этих плодов, девушка становится уподобляется невесте Запада – предел ее мечтаний это красные туфли. Где в Советскому Союзе можно было найти еще такие красные туфли, мечта фетишистов, в которых можно было сойти за Мерлин Монро и стать объектом  вожделений мужчин?  Правильно – только с того дерева, что росло за забором, т.е. за бугром. В Советском Союзе таких туфель нельзя было найти, разве что только калоши с красной стелькой. Вкусив плодов и насытившись, тело жаждет приключений, которые Анжелика и находит на свою ветренную голову.С легкодоступной особой, каждый волен вытворять все, что хочет – теперь игры в куклы закончились.  Теперь она сама становится куклой в чужих играх и переходит из рук в руки – она не вольна над собой, она полностью во власти сильных дядек. Так она вначале попадает на хутор в Калякино, скрывается в сарае от Алексея, а потом ее подбирает Журов.

И вот, даже тогда, когда мент Журов только-только собирается увезти ее из хутора Калякино к ее новому «семейному очагу», уже после того, как мираж светлого розового будущего был изощрено поруган бутылкой в бане, и предстала реальность темноты, в ее пугающей  черной грязи, когда уже стало ясно, что ничего хорошего ее впереди не ожидает, разве только круги ада, она все еще держится за те соблазны о которых грезила – она вдруг вспоминает, что забыла в бане свои красные туфли. У нее был еще шанс для спасения – отказать от этих туфель, за которые она продала свою душу, оставить, как улику, по которой следственные органы, выйдут на оборотня в погонах, но она сама ставит крест на своем спасении и для нее начинается новая жизнь.

Детство Алисы кончилось. Западная кукла, которую мы увидим в углу ее нового «семейного очага»,  оказалась «Прелестной Долли» (известный фильм ужаса 90х годов),  исполненной злого духа.


Калякино и Ленинск

Нужно отметить, что все ключевые и главные герои пересекаются на хуторе у самой дороги, что тоже вполне символично. Калякино – это суть Перестройка, в которой все перевернулось и смешалось. Увозят невольницу, как заключенную в город Ленинск, который есть суть того советского светлого будущего, которое заповедовал нам когда-то товарищ Ленин, которое и стало настоящим для Анжелики, которую привезли насильно в наручниках.  И дорога к этому светлому будущему пролегала через гигантские индустриальные стройки, это та мощь, в которой, где нет место человеку, это приданое молодоженам (ведь мент Журов везет свою невесту), которое оставила невесте Родина-мать, приданое которое юная невеста, в ближайшем будущем разбазарит за красные туфли и помаду.

Прим.: и опять, как в фильме «Я тоже хочу», всплывает тема Челябинска.



Справка

Ле́нинск

— посёлок (основан в 1824 году) в России в Челябинской области, входит в состав Миасского городского округа. Население — 1713 человек (2002). Протяжённость посёлка с севера на юг — 3 км, с запада на восток — 3,5 км.Посёлок основан в районе открытого в 1797 году Е. Мечниковым месторождения рудного золота. В 1824 году здесь был открыт Царёво-Александровский прииск, названный в честь императора Александра I. В 1824 году прииск посетил сам император Александр I. В 1842 году здесь был найден самый большой в России золотой самородок весом 36 кг, названный «Большой Треугольник».

Кульминация фильма: прошлое, настоящее и будущее Анжелики

В самом Ленинске, на квартире у мента Журова происходит кульминация фильма. Впрочем, основные и главные метафоры мы уже раскрыли, но нужно объединить все в одно целое, заполнить все пустые лунки и показать всю трагедию легкомысленной девки Анжелики, а главное – что все-таки скрывается в «Грузе-200», который незримо и постоянно присутствует в квартире рядом с «семейным очагом».

Итак, в квартиру привозят «Груз-200», мент Журов, хочет уже не просто физически, но и духовно добить Анжелику, растоптать и ее любовь, как последний стержень, любовь — на которую она сама уже наступила в своих красных туфлях. Подельник Журова, не удостаивая Анжелику взгляда, швыряет ей на кровать труп жениха-десантника — т.е. «мертвый афган», кидают на кровать, к ногам России, которому она изменила и вспоминает о нем лишь только в тяжелые для нее моменты.  Но кто поможет ей, если «афган» уже мертв? Символично, что десантника, предварительно прицепив все уже не нужные ему награды, бросает на кровать именно актер Александр Мосин – бывший десантник, прошедший Афганистан и Чечню. Это личная открытка от А.Балабанова, также прослужившего в десантных войсках, и от его друзей – открытка той самой России, которая купилась на красные туфли, оставив свою первую любовь.

Мент Журов читает России письма из Афганистана, на которые Россия не отвечала, а может быть и даже не читала. Насколько важно бойцу на передовой, в адском котелке, знать, что у него тылы крепкие, что ему есть куда вернуться, что его любят и ждут – тогда это ему придает силы и надежды, его стержень любви крепок, позволяя оставаться человеком в этой бесчеловечной бойни. Но Россия молчит. В ад в расход посылают новые «консервы», а на чужую постель поруганной России, бросают труп «мертвого афгана», который мечтал вернуться к себе домой.

И тут, как думаю, самый момент раскрыть полностью крышку «Груза-200». Обратил ли кто-нибудь на цифры на гробе? Режиссер явно хотел, чтобы эти цифры въелись в глаза, и многие кадры так построены, что понимаешь, что цифры имеют тоже свою смысловую нагрузку. «348». В правой части гроба, где цифры больше, между четверкой и восьмеркой, краска, как бы потекла, но в том-то и дело, что А.Балабанов, который снимает только то, что реально, это подтек сделан явно искусственно, намеренно — он мозолит глаза.

Когда дело касается тотальной мерзости, и когда ожидаются большие катаклизмы и последствия, открывают пророка Исайю, который относится к большим пророкам Библии, смотрим 34-ую главу, 8-ой стих:

Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
(Ис.34:8)

«Груз-200» — это то возмездие Бога всей России и всему человечеству, за отступление от Него, и погружение в пучину той мерзости, за то, что набросились на плоды с «дерева соблазна» и пожирают их, превращаясь в моральных уродов. Это то, что сейчас хлынуло из всех щелей в виде, морального разложения, педерастии, педофилии, абортов, проституции, коррупции — переход человека в состояние животного. Сион – это священная гора Бога, символ духовной чистоты, к которой должна стремиться душа. Но теперь это место топчут грязными ногами, и наступает мерзость запустения.

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
(Матф.24:15-22)

И вот наступает момент мщения – входит Антонина, со своим грузом,  в виде массивного чемодана, расчехляет свою двустволку именно на «Грузе-200» и пристреливает, как бешенного пса, мента Журова. На самом деле, это только промежуточное возмездие, т.к. Журов отделался легкой смертью, а Бог справедливый судья, и каждый получает по своим заслугам в полной мере. Но в фильме главная тема не воздаяния, а участь Анжелики.И какое естественное продолжение, уверен, ожидали все? Верно, то, что Антонина освободит бедную, измочаленную Анжелику. Но, Антонина поворачивается и уходит.

Ономастическая справка

Имя Антонина: Предположительно оно происходит от греческого слова «antao». В переводе это слово означает «вступающая в бой», «состязающаяся в силе», «противостоящая», «противница», «достойная похвалы». Версии происхождения имени Антонина очень спорные. Имя Антонида является греческим патронимом и означает «дочь Антония». Есть еще иной вариант перевода — «просторная», «широкая».

Психологическое значение имени Антонина: Несмотря на значение своего имени, побуждающего к решительным действиям, в жизни Антонина — тихая, не приметливая. Склонна к рукоделию, шитью, к любой другой несколько однообразной работе. Никогда не упустит свою выгоду, но сделает это деликатно. В отношениях с родственниками бывает порою жесткой, даже жестокой, укоряя давними обидами. Семейная жизнь у Антонины складывается драматично. Не ужившись с первым мужем из-за его пристрастия к спиртному, она, как правило, избавляется и от второго, тоже попивающего, и предпочитает жить одна. Детей научит всему, что знает и умеет сама.

Антонина, это суть Родина-Мать, т.е. Россия советских времен, которая терпела своего мужа — пьяницу, но зато правильного, мечтающего о «Городе-Солнце», построенном на христианской морали, муже, который до конца оставался честным и верным своему слову, в отличии от современной Анжелики, которая с легкостью продалась за сверкающие побрякушки и бросилась на шею смазливому охламону. Поэтому Антонина и не освободила Анжелику – в девке ничего уже не осталось человеческого, любовь ее растоптана и сломана, и женщина-мать оставляет ее среди всего это маразма  в дерьме, с кишащими мухами, выпивкой, двумя трупами урки и мента, по разные стороны от нее, и с «мертвым афганом», от которого она уже никогда не освободится, который навечно повенчан с ней.Т.е. Антонина это суть прошлое России, она приезжает в Ленинск под ту же песню Ю.Лозы «Мой маленький плот», под которую мент Журов увозил свою невесту. Подъезжая к Ленинску, она горько взирает на то приданное, которое досталось Анжелики. Анжелика суть настоящее (для 1984 года, как заявлено в конце фильма – год, в котором разворачиваются события фильма). Но кто же тогда будущее Анжелики? Должна быть еще третья женщина в квартире….

— Пирожок с «капустой» хочешь?
…это сама мать Журова, апатичная, равнодушная, старая вонючая старуха, без имени, безродная, чья жизнь проходит только у телевизора, в которой не проглядывается ни капельки любви. Это и есть будущее Анжелики, за пирожок с баксами – с этой старухой Анжелика и остается в своем «семейном очаге». Это то, что ждет тех, кто соблазнился плодами с «дерева соблазна» — юная, наивная девушка Анжелина, превратится в старую вонючую старуху, с атрофированными мозгами.
Православный Алексей и атеист Артем

Если до сих пор мы следили только за разворачивающейся хроникой событий, главным сюжетом фильма, раскрывающим реальную картину того, что было, есть и будет, то фоном, параллельно разворачивается другая сюжетная линия, которая может быть не так явна – это постоянный спор верующего Алексея и атеиста Артема. Даже, когда мы этого не видим, и когда главные герои разделены в пространстве и времени – между ними идет постоянный спор. Это война идеологий – веры или безверия, в какую сторону по дороге направится из отправной точки в Калякино – налево или направо.

И Алексей побеждает – он выбирает смерть и идет на смерть, по сути жертвует собой. Артемий боится смерти, хочет убежать от нее, но чуть не попадает под грузовик. Но смысл жертвы Алексея? Жертва приносится за кого-то или что-то, во спасение кого-то, иначе жертва становится бессмысленной. Алексей в первую очередь приносит жертву за себя – за спасение своей души, т.к. он понимает, что «Город Солнца» — это утопия, Царство Небесное нельзя построить на земле.

Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
(Иоан.18:36)

И мент Журов перерубает все канаты, которыми Алексей был привязан к этой утопии,  разрушает эту иллюзию, растаптывает ее, и Алексей, свободно вздохнув идет на смерть, т.к. знает, что смерти нет, после смерти все изменится. Кто-то может считать, что его фраза: «Скоро все изменится!» относится к России… но его смерть, только усугубляет положение девицы – ему нет никакого интереса до нее, она уже сделала свой выбор и теперь она та пустышка, которую не вырвешь из цепких рук взрослых дядек.Он идет на смерть, т.к. понимает, что иначе сам может уйти в вечную погибель души, т.к. если на трезвую голову он говорит правильные и красивые вещи, проповедует Царствие Небесное, т.е. христианские заповеди, то алкоголь все это перечеркивает – ведь на месте мента Журова , в роли «жениха» мог оказаться он, в поисках приключений по заблудшей Анжелике.

ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал.5:21)

Алексей также приносит жертву за свои прежние грехи – ведь алкаш-урка в роли Баширова, который насилует Анжелику, это потомок, плод, самого бывшего урки Алексея – «Что посеет человек, то и пожнет»(Гал.6:7); это уголовная романтика, которой болела вся страна, и которую распространяли такие, как Алексей. Теперь пришло время заплатить по счетам и срывать прогнившие плоды – каждый ответствен за то, что делает. И между профессором научного атеизма и Антониной происходит ключевой разговор, который становится переломным для самого Артемия:— Но если вам что-то понадобится…
— Алексей сказал, чем раньше нас Господь забирает к себе, тем меньше у нас возможностей согрешить.

И, как не парадоксально, Алексей также приносит жертву и за…  Артемия! Жертва во спасения Артемия. Смерть Алексея рождает нового человека — Артемий, в постоянных раздумьях о том, что вот человек идет на верную смерть, в раздумьях о своей духовной слабости и безвольности, в сравнении с этим человеком, а потом этот случай, когда он сам чуть не вкусил смерти под колесами грузовика, и только благодаря, какому-то чуду остается жив — и он  понимает, что смерти нет! Бог есть! Это как Св.Мария Скобцова, которая в фашистском концлагере, уходит в газовую камеру вместо своей сокамерницы, чтобы доказать, что смерти нет  — Бог есть. И Артемий идет креститься. Алексей победил Артемия, точнее одна идеология победила другую, и в этом смысле, действительно – «скоро все изменится».

Эпилог. Растоптанная любовь.

В фильме раскрывается тотальная трагедия – это фильм о том, как растоптали даже не Россию, а Любовь, из Анжелики просто вытрусили, выжали, выбили, и изнасиловали всю Любовь. Фильм А.Балабанова явно делает кивок в сторону фильма по роману Оруэлла «1984» — кульминация фильма, как из главного героя выбивали любовь, дабы превратить его в тупое быдло.  Без чего человек уже перестает быть человеком – это ЛЮБОВЬ. Это говорит сам главный герой фильма «1984» своей возлюбленной,  и добавляет, что это чувство, которое он питает по отношению к ней, не сможет выбить из него ни один Большой Брат. Но увы… любовь из него все-таки выбивают мучительно жестоко и страшно. Для Организации он был последним человеком, и Организация добилась того, что превратила его в послушное быдло.

Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
(1Иоан.4:16)

Бог есть Любовь, и Бог дарует человеку свободу – свобода от греха, т.е. Любовь – дает свободу, свободу от греха. Поэтому Большой Брат («взрослые дядьки», ушлый Запад и т.д.  и т.п.) соблазняет человека в грех, дабы лишить его свободы и превратить в тупое быдло, которым можно будет потом легко управлять.

Поэтому все начинается с красных туфель и красной помады, а потом уже тотальный блуд, пьянство, педерастия, педофилия и т.д.  —  человек постепенно превращается в животное, пожирающее телевизор (современную икону) с «черненькими» (как отметила мать Журова) в нем. Кто такие «черненькие» — имеющие уши да уразумеют.

15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
(1Иоан.2:15-17)

В душе больше не осталось Любви – ее подменили продажной любовью, искусственной, синтетической, в латексе. Т.е. на священной горе Сионе, мерзость запустения, и нет больше места для Бога. И тогда  с неба опускается  «Груз-200».Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
(Ис.34:8)
Послесловие

Фильм «Груз-200» разделил зрителей на тех, кто его любит и на тех, кто его ненавидит – и последних понять можно, тяжело смотреть видеть правду так откровенно поданную. Но лучший способ остановить женщину от аборта – это показать откровенно, как это делается, и тех окровавленных детей, которых выбрасывают в мусор, как абортивный материал. Высочайший профессионализм режиссера, который не оспаривает даже самые непримиримые критики А.Балабнова, в том, что он, снимая такую сложную тему на грани фола, не скатился в банальную дешевую чернуху, которой кормит Запад девицу Россию и весь мир. Это и есть работа мастера.

Но одну из серьезных претензий, которую выдвигают критики картины, выразил уже покойный актер Александр Пороховщиков на «Закрытом показе» у Гордона, сказав, что фильм «это талантливая фотография, но в ней нет дыхания, нет крыльев» — т.е. показана чернуха не понятно зачем, без главного посыла или решения.

Дыхание на самом деле есть, может оно не так явно выделяется, ибо дышит едва-едва, в тех православных храмах, которые присутствуют фоном на протяжении всего фильма; дыхание  – это именно та сюжетная линия Алексей-Артемий и само крещение Артемия.  То есть крещение Артемия это и есть крылья, но это лишь штрих – главное дыхание картина получает именно в связке с фильмом «Я тоже хочу». Поэтому в самом начале и говорил, что эти два фильма составляют одно целое, поэтому после выхода фильма «Я тоже хочу», из всех фильмов А.Балабанова, люди проявляют особый интерес именно к «Груз-200» (кстати, тоже один из любимых его фильмов).

Если в «Груз-200» мы вроде бы не видим так явно оптимизма – да, нам показали чернуху, да мы согласны, что живем в дерьме, да мы продались, да мы не слазим с «дерева соблазна» и крепко на него подсели, но дальше что делать? Ушлый Запад, все в той же красной футболке с надписью «СССР» уходит дальше сманивать других сестер и братьев бывшего СССР, а нам что остается делать? Неужели оставаться прикованными к постели (у которой стоят бутылки водки, которую будут глушить в последнем фильма А.Балабанова), и превращаться в непонятное существо? Где выход? И вот именно в фильме «Я тоже хочу» режиссер и дает нам дыхание. Можно возразить, что в «Я тоже хочу» внешне вроде бы все стало лучше, в сравнении с 1984м годом, но это только внешне — на самом деле, может быть, что все уже намного хуже; любви остается все меньше и меньше и явно ощущается отравленное дыхание змия – все уже отравлено им, люди это просто пока не видят; вокруг сплошное море дерьма, где-то до сих пор взрослые дядьки, насилуют Анжелику и она рожает им байстрюков, но… над этим морем дерьма, на маленьком островке, возвышается Колокольня, которая и забирает к себе тех, из которых еще не выбили всю любовь. Колокольня забирает к себе некоторых детей Антонины и Анжелики. Но скоро Анжелика состарится совсем, и детей больше не будет – и настанет время «Груза-200».

По сути, если фильм «Я тоже хочу» — это Евангелие XXI века (см.заметку:«Иди и видь: Фильм А.Балабанова «Я тоже хочу» — Евангелие XXI века»), то «Груз-200» — это Ветхий Завет XXI века, а Ветхий Завет прочитывается только через призму Нового.

Более того хочется сказать, что Алексей с хутора — это сам режиссер А.Балабанов в своей неизменной тельняшке, это он диспутирует с Артемием за банкой спирта о вере, он задает профессору атеизма весьма неудобные вопросы. Если верить информации, которая просачивается в масс-медиа, у А.Балабанова у самого были проблемы с алкоголем, и  он, как верующий человек, понимал, что это грех и зло в лице Бога и за это придется отвечать, поэтому можно сказать, что свою смерть, он вначале снял в «Грузе-200» — это он уходит на расстрел, жертвуя собой, говоря:  «Скоро все изменится!»

«Алексей сказал, чем раньше нас Господь забирает к себе, тем меньше у нас возможностей согрешить».

 

***
8 Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
9 И превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу, и будет земля его горящею смолою:
10 не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней;
11 и завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения.
12 Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто.
13 И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов.
14 И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой.
15 Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому.
16 Отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их.
(Ис.34:8-16)


(с) Дрэничеру Александр

«Записки мирянина»
9 июля 2013г

 

labe_end
«Православная Цитата» BQT

Просмотры: (10855)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *