Фильм А.Балабанова «Я тоже хочу»: Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу.

Пятница, 24.05.2013 12:27

dralexmd 

Прим.: Это статья, которую разместил у себя в ЖЖ — здесь соединил воедино все 4 части плюс дополнения, которые не вошли в основную версию и были дописаны уже после (здесь их выделил другим цветом). Ссылки на части ведут на обсуждения в ЖЖ. Также, статья была размещена в ЖЖ сообщество: «Другое кино», где можно прочесть также все комментарии:

 part1part2, part3, part4


 

(part1)(part2)(part3)(part4)
«Я убил в фильмах слишком много людей. У меня нет ни единой картины без убийств. Это не очень-то помогает достичь счастья. Я действительно не очень счастлив, хотя мне повезло — у меня семья, жена и двое детей, и огромная квартира с домашним кинотеатром. По ночам я смотрю кино — по телевизору масса всего хорошего бывает с полуночи до 6 утра, — а днем сплю».

режиссер Алексей Балабанов
(интервью для РИА Новости, 8 сентября 2012 год) [1]

Новость о смерти известного кинорежиссера Алексея Баланова разошлась моментально по всему медиа-пространству, при этом все отмечали странное совпадение того, что последнее его интервью, как раз вышло в день смерти. Может быть это было и не так особо значащим (журналистам только дай повод, дабы  усилить краски и наполнить трагизмом),  если бы не тот факт, что в этом интервью,  речь как раз шла о его последнем фильме о поиске счастья, и в контексте этого, он размышляет о смерти и посмертной участи, и о том, что  он предчувствует, что фильм «Я тоже хочу» на самом деле последний, хотя он был бы не прочь снять еще фильм.

Не скрою, что именно в связи с этой мистической волной, которую подняли масс-медиа (тем более что это фильм, в которой Алексей Балабанов снял свою собственную смерть)  и решил посмотреть фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Это несколько схоже с тем огромным, просто невероятным интересом к трудам покойного о.Даниила Сысоева, вызванным именно смертью священномученика, убиенного мусульманами в храме г.Москвы, где он служил.

Фильм вначале показался не особо интересным, тем более, что смотрел его в полудреме, вернувшись уставшим вечером домой. Я не мог понять зачем эти длительные ненужные сцены движения компании главных героев в автомобиле, эти непонятные плоские истории, рассказы. И только в самом конце фильма, когда сам Алексей Балабанов, в роли себя самого, стал рассказывать о том, как в юношестве он понял, как умрет, с меня весь полудрем, как рукой снесло. Алексей Балабанов рассказывал о том, как в юношестве устроился на работу и его послали в экспедицию по озерам Челябинской области, и там в «глухом-глухом лесу нашел мертвое озеро, черного цвета, где была чудовищная концентрация соли». Вот именно эти челябинские озера и заставили меня несколько раз прокрутить эту сцену, а потом поискать информацию о истории создания .

Дело в том, кто читал мою заметку «Челябинский метеорит в свете Апокалипсиса» может понять, чем вызван был этот интерес, а так вкратце скажу – в жизни нет ничего случайного, все по Божьему промыслу, и если метеорит упал под Челябинском, значит и в этом есть определенный смысл. Как мне кажется, это явное указание на Апокалипсис и последние времена, и что будет ядерная война, и при этом примечательное то, что метеорит упал в озеро Чебаркуль, что означает «Пестрое озеро», а в Апокалипсисе, весь мир будет брошен в «огненное озеро».  А более внимательные  заметят, что Алексей Балабанов делает явную аллюзию на Мертвое Море, на дне которого, находятся развратившиеся библейские города Содом и Гоморра, и действия фильма разворачивается «где-то между Питером и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией».  [2]

Вот и подумал, ну, не мог Алексей Балабанов поднимать эту тему, тем более, не понятно, как она вообще увязывается с фильмом. Нет – действительно, речь в фильме идет совсем о другом, хотя тоже об Апокалипсисе – но это евангельская история об Апокалипсисе души.  

Об этом и будет весь дальнейший расклад фильма. Вообще, вначале хотел рассказать о той мистике, которая связанна с фильмом «Я тоже хочу» и о соответствующих параллелях с фильмом Андрея Тарковского «Сталкер», но все-таки пусть будет это уже, как логический финал. Итак:

Мертвые  и живые вдоль дороги лежат
 Наверное, ключевой сценой для понимания всего фильма, является момент, когда Матвей остается закапывать своего отца:

-Какой Конец Света?! Папа умер! А счастья не увидел.

— Они назад шли.

— Ты че идиот?! Идти надо!

— Топор дай – мерзлота здесь.

— Ты че дурак?! Ты же сам сказал – мерзлота здесь.

— Иди! Я с пацанами, — показывает на лежащие трупы —  останусь и с папой.

Обратимся к Евангелию. Т.к. в фильме присутствует Матвей, как бы еще одна помощь зрителям с чем увязывать сюжет фильма, процитируем прямо из Евангелия от Матфея:

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

(Матф.8:21,22) 

В фильме, как и предсказывал «Мальчик» (так он обозначен в титрах) Матвей все-таки выбирает остаться и не идти к Колокольне – выбирает остаться с мертвыми, как и сам говорит: «я с пацанами». При этом, несколько раз акцентируется внимание, что здесь «мерзлота» — т.е. смерть или ад. Отец для него важнее того счастья, которое его ожидает в Колокольне, и даже несмотря на неминуемый Конец Света, в который он свято верит.

Кем считаются мертвые в Библии? Кого имеет в виду Христос, говоря «предоставь мертвым погребать своих мертвецов».  Один из величайших отцов Церкви, Св.Иоанн Златоуст комментировал этот стих:

«Сказав же: «своих мертвецов«, показывает, что мертвец не Его. Умерший, по моему мнению, был из неверующих». [3]

Т.е. неверующий человек – это мертвый человек[1].

Исходя из этого вдруг раскрывается вся  картина и смысл фильма – фильм «Я тоже хочу», как и фильм Андрея Тарковского «Сталкер», прежде всего о вере. 

«А еще образованные люди! Эти ученые, писатели… Да у них каждое движение души наперед оплачено, и одна мысль только — как не продешевить… Они же ни во что не верят, у них даже орган, которым верят, атрофировался за ненадобностью!.. Никто не верит! Не только эти двое… Кого же мне водить туда?» Андрей Тарковский, к/ф «Сталкер». 

Теперь многое становится понятным, почему все умершие лежат головой от Колокольни, Музыкант, как бы пытаясь уговорить Матвея оставить мертвого отца и пойти дальше к Колокольне, показывает на мертвых и говорит:

— Они назад шли.

Т.е. все, кто умер, и трупами лежали в снегу – суть неверующие. И Матвей из таких же. К нему и к его проблеме мы еще вернемся, т.к. ситуация с ним не такая тривиальная – он вроде бы и верил (философствовал у костра о Боге), и даже Колокольня готова его была взять, но он сам предпочел вечную мерзлоту. 

Но вот из тех, кто дошел до Колокольни, оказывается, тоже не все обретают счастье и не забираются Колокольней.  Итак, кто дошел до Колокольни:

  1. Проститутка;
  2. Бандит;
  3. Музыкант;

Обратимся опять к Евангелию от Матфея, Иисус обличает первосвященников и книжников, которые считали себя большими праведниками:

«истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»,

(Матф.21:31)

 

Остаются у кого-либо еще сомнения, что в фильме разворачивается Евангельская притча? Первая вошла проститутка и ее взяли сразу, а потом бандит, музыкант – музыканта взяли, бандита нет.

Кто такие мытари?

«Сборщики податей. Подозревались в лихоимстве.  Часто виновны в лихоимстве».  Б.Геце, [5] 

Что такое лихоимство?

«лихоимство — требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток». Вихлянцев, В. П., [6] 

Т.е. в принципе, это именно чем и занимался бандит – убийствами, грабежом и вымоганием, о чем он и рассказывает на протяжении всего фильма. В самой ключевой сцене фильма у костра, он и говорит проститутке, что, если бы он знал ее раньше, то снял бы все деньги с ее сутенера, да еще с процентами. Для этого и нужны все эти «плоские и простые» рассказы из которых мы понимаем, кто есть кто.

Итак блудники и мытари (в нашем случае бандит) идут в Царствие Небесное впереди мнимых праведников. Но в в Евангелии также говорится, что:

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

 (1Кор.6:9-10) 

Почему же проститутка все-таки обрела счастье, была восхищена Колокольней, а бандит нет? Почему музыкант также обрел счастье? Почему Матвей остался и не пошел к Колокольне? И почему сам режиссер так и не обрел счастье? Кто такой Мальчик?

По состоянию души. Как писал вначале – фильм «Я тоже хочу», это фильм об Апокалипсисе души, фильм о пути души к Богу. И для того, чтобы идти и дойти до Бога, изначально нужна вера. Бандит говорит Матвею, который решил остаться:

— Ты че идиот?! Идти надо! 

Но и прийти нужно в соответствующей одежде, в соответствующем состоянии души, ибо Колокольня не всех принимает. Начнем пожалуй с проститутки.

Проститутка
      Наверное, эта роль, должна была быть самым ярким и запоминающемся пятном в фильме, в некотором смысле даже провоцирующим –проститутка, почти весь фильм, бегает голой по снегу между трупами. Если не видеть смысла в этой сюжетной линии, то это может показаться даже пошлым, но речь идет о душе, которая покаялась и сбросила с себя всю грязную и ветхую одежду. Еще только сев в машину, она сразу честно призналась, что «торгует туловищем» и горько излила слезы о своей греховности, ибо без слез нету покаяния. С этого, в принципе, и начинается все Евангелие и этим и заканчивается:

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

(Матф.3:2) 

Итак она сбросила с себя всю грязную и ветхую одежду,  и осталась, как говорится, в «чем мать родила», такой, какой создал Бог — т.е. она уподобляется младенцу. Этим и отличается проститутка от всех героев фильма, именно своей детской наивностью и непосредственностью — она на веру принимает шутку Бандита и раздевается не задумываясь, и не смотря на всю мерзлоту вокруг.

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

(Матф.18:3,4) 

У кого еще остаются сомнения, то пусть обратят внимание, что в этот момент звучит песня в исполнении Музыканта (Гаркуши) со словами «светла моя душа».

Что делает эта обнаженная душа, которая сбросила с себя всю грязную одежду? Она по дороге прибегает в храм и пытается там согреться. А из храма она вновь целеустремленно направляется в сторону Колокольни. Она также пытается согреться в сене.

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.

(Матф.6:30-34) 

И когда она подходит к огню, у нее с Бандитом происходит примечательный диалог, показывающий, как она просто восприняла все тяготы и испытания дороги, несмотря на мороз и на то, что разбила ноги в кровь:

Б.: Холодно?

П.: Да не так, чтобы очень.

Б.: Ты что разделась?! Я же пошутил!

П.: А я не шутила, когда сказала, что счастье хотела. 

К тому же, несмотря на свою детскую наивность, ее нисколько не смутило, то, что Бандит сказал, что женщин Колокольня не принимает – она знает, что она хочет счастья. Т.е. перед нами к тому же яркий пример целеустремленности к счастью.:

Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

(Лук.9:62) 

Итак резюмируя, какие добродетели являет нам героиня фильма:

·         Она покаялась;

·         Детская наивность и непосредственность;

·         Целеустремленность и твердость;

 Не мудрено, что после всего этого, она первой легко вбежала в Колокольню и тут же была восхищена.

Но как же остальные? Для того, чтобы понять, начнем с самого начала фильма, дабы увидеть, кто с чем пришел к Колокольне. Итак:

Бандит
      Что мы знаем о бандите? Мы знаем, что он православный – крестик носит, верит в Бога, ходит на исповедь и даже причащается и при этом он себя считает хорошим человеком, и что он делает нужную работу для общества:

— Вот у меня жизнь – я сегодня ночью, четырех негодяев завалил. Потом в церковь сходил. Исповедался, причастился. Теперь вот в бане сижу.

 И в целом, вроде бы, он действительно, не плохой человек – заботится о теплых одеждах, старается помочь ближним (той же проститутке), но все же какие у него одежды? Во что одета его душа (по ходу фильма, происходит постоянная смена одежд)? Как мы уяснили выше – по сути он мытарь, который занимается лихоимством. Вот, что пишет о таких святитель Тихон Задонский:

«Лихоимство — это страсть крайне развра­щенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищно­го зверя, который без разбора на всякое живот­ное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит свя­той Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они ни­когда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают. И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг че­ловеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и За­конодателя презирает. Ибо «кто хочет быть дру­гом миру, тот становится врагом Богу», — учит апостол (Иак.4:4). Враг человеческий, ибо лю­дей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

 

2) Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать долж­но от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозмож­но. Слушай, что через пророка Бог говорит: «и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», — и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконик в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив бу­дет, и не умрет» (Иез.33:14-15)». [7]

 Т.е. в нашем случае, видим, что человек вроде бы ходит в церковь на исповедь, но покаяния на самом деле у него не происходит – чистый формализм в отношении к Богу, поэтому Бандит и затаривается всевозможными одеждами в путь к Колокольне. Все его рассказы из своей жизни – или просто тупые и бессмысленные, или смакование с убийств.

Но при этом, он четко ориентируется в вере. Когда они въезжают в «зону», Матвей спрашивает:

— А почему они все  головой в одну сторону лежат?

И знающий, «православный бандит» отвечает:

 – От Колокольни идут. 

Но знания его, и его вера не открывают дверь к счастью – душа его гнилая. В бане он говорит:

«А в центре Колокольня, она людей забирает, но говорят не всех. А у меня вобла классная есть – может возьмут». 

Что значит рыба в Евангелии?

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

(Матф.4:18,19)

 Т.е. по сути, рыба – суть душа человека. А вот душа у Бандита, сущая вобла – т.е. не живая рыба, высушенная и закоптевшая, и не мудрено, что такую «рыбу», Колокольня не приняла.

 

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.

(Матф.22:11-14)

 Матвей
       О Матвее, в принципе, мы все сказали  — да и так все понятно – человек сам отказался идти к Колокольне. Но интересен момент почему он отказался идти, ведь Мальчик в машине сказал ему, что, в принципе, Колокольня забрала бы его, но он не пойдет.

Итак, чтобы понять, опять вернемся к самому началу его пути. В бане Бандит говорит Музыканту, что они вместе с Матвеем решили идти к Колокольне, но когда они приезжают за ним в больницу, то Матвеев отказывается ехать:

— Нет, братуха, я не пойду. Что-то в лом братан.

 А когда они едут за теплыми одеждами, говорит:
 

— Я думаю, фуфло все это и мне по барабану.

 Т.е. вера его, на самом деле несозревшая, инерционная и бездейственная – маловерие. И самое важное – ему все равно обретет он счастье или нет. Это бездейственная душа. И в путь к Колокольне он не пошел сам, как остальные,  и так уверенно, как Мальчик и Проститутка, но по принуждению.

И как видим из разговора у костра в «зоне», и понятие о Боге у него вообще на уровне зеленных человечков, НЛО и прочей ереси, которыми пичкает людей телевидение и желтая пресса. Когда Музыкант сослался на Библию и Христа, он по сути, отказался от Евангелия:

— Родил Сына, чтобы все в мире жиле.

— Ну, и не вышло у Него ничего.

 Нельзя сказать, что душа его совсем мертва – все-таки он идет (и то, пока его ведут на автомобиле), он из всех, наверное самый внимательный, как отмечалось выше, именно он заметил ту странность, что все мертвые лежат головой от Колокольни.

В машине он рассказывает, что ему нравится постоянная смена состояния – от добра ко злу, так жизнь интереснее. Т.е. у него нет желания держатся только добра. У него уже была любовь, но он ее не удержал, и не сделал над собой усилие, чтобы удержать ее. Не мудрено, что когда счастье уже было рядом, он выбрал мерзлоту. И достоин ли такой счастья, если он не может удержать любовь?

38 Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.

(Евр.10:38,39) 

Кстати, таким «колеблющимся», наиболее часто и обращена проповедь Евангелия, его «миссионерит» и побуждает Музыкант, держащийся Библии: «Нужно идти!», но бездейственная душа, не приучена идти, а дорогу обрящет лишь идущий:

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

(Матф.7:7,8)

 Музыкант
       Кто такой Музыкант? Опять обратимся к самому началу фильма, как он начал свой путь к Колокольне и с чем пришел. Мы видим его молящемся в храме, и вслушаемся в молитву, которой он обращается к Богу:

Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить; мужество – изменить то, что могу; и мудрость – отличить одно от другого. Да будет воля Твоя, а не моя. Аминь!

 

Т.е. он также, как Бандит верует в Бога, но… в отличии от Бандита, он осознает свою немощь перед Богом, и он полностью полагается на Бога («Да будет воля Твоя, а не моя»). При этом он не осознает себя праведником, ибо он… хронический алкоголик. Откуда мы это знаем? Из самой молитвы. Дело в том, что это молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702—1782) [8], которая является основной молитвой группы Анонимных Алкоголиков «Vesvalo», в православной адаптации (т.е. то самое добавление в конце молитвы «Да будет воля Твоя, а не моя»).

Если у кого еще остаются сомнения, то обратим внимания, что по ходу фильма, он сам, без того, чтобы ему предложили, просит у Бандита бутылку водки — вначале робко, потом уже более тверже, а к концу фильма, он уже требует водку, при этом они весь фильм хлещут водку из горла без всякой закуски.

Итак, перед нами алкоголик, т.е. пьяница, которому, как отмечалось выше, закрыто Царствие Небесное, по сути, тот же мытарь, но  это кающийся мытарь, повторюсь – осознающий свою немощь и свою греховность. Т.е. в самом начале фильма, в самом начале пути к Богу, в бане (о ней поговорим позже) встречаются два верующих человека, два мытаря, и оба хотят счастья, но по состоянию души это совершенно разные люди – один из низ считает себя праведником, а другой грешником:

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

(Лук.18: 13)

 Что мы еще знаем о Музыканте? Да почти что ничего. Самое меньшее мы знаем о нем – он очень скромен и немногословен о себе. Он не бьет себя в грудь и не бахвалится своими похождениями. С виду, жизнь у него серая (как говорит ему Бандит: «Какая  у тебя жизнь?! Вот у меня жизнь!»). Максимум, что он мог сказать о себе – что он радист. Кто такой радист? Который передает сообщения в эфир, поддерживающий связь с внешним миром. Т.е. он – молитвенник. Кающийся молитвенник, непрестанно молящийся.

17 Непрестанно молитесь.

19 Духа не угашайте.

(1Фесс.5:17, 19)

 Лишь у костра его, перед последним рывком к Колокольне, его прорывает, и он исповедуется перед всеми:

16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

(Иак.5:16)

 Стоит ли удивляться тому, что после покаявшейся Проститутки, Музыкант был следующим, кого Колокольня забрала? И вот мы видим яркий пример – двое, «праведник» и алкоголик, одновременно, вместе начали путь и один был принят Колокольней, а другой нет… притча о мытаре и фарисее заканчивается словами:

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лук.18:10-14)

 Мальчик
        Кто такой Мальчик? Он не попутчик главным героям – он лишь садится с ними в машину на короткое время, чтобы сказать каждому из них важные слова, ведь они идут за Счастьем. Мальчика мы тоже видим в самом начале фильма – он тот, кто твердо знает, что Счастье есть и он знает, где оно. Поэтому он и садится в машину к ним. Разве он предсказывает им судьбу, как многие верят, что у каждого уже прописана судьба и ничего нельзя изменить. Нет, тогда он бы и не садился в машину – зачем ему это, если он знает, где Счастья и главная его цель именно Счастье. Иначе он бы с ними доехал до последнего магазина. Напротив, он дает им каждому по слову, последний шанс, пока они еще на пути к Счастью, дабы они могли обрести Счастье. Хотя, может он и знает, кого Колокольня заберет, а кого нет, но разве он забирает? Он решает? Зависит ли от него участь Матвея? Нет – от Колокольни. Зависит участь Матвея от судьбы? Нет – от колокольни и своей воли. Ему дается очень обнадеживающее слово: 

— Тебя бы взяли. 

Т.е. у него есть реальная возможность. Но он сам отказывается от нее – не судьба, а он сам выбирает остаться в мерзлоте.

Также и Бандиту, который считает себя достойным того, чтобы Колокольня его забрала (у него же есть хорошая вобла), он говорит четко, что его не возьмут. Это должно было бы Бандита заставить задуматься, что может у него не все хорошо, и может стоит перетрусить всю свою жизнь, но он опять хвалится, как бы хорошенько вытрусил сутенера, а не свою душу.

И смиренному Музыканту, Мальчик говорит, что того возьмут, и Музыкант воспользовался шансом и у костра исповедуется в праздной своей жизни. И непонятное издевательское исполнение песни на дворовой мотив, которое никак не увязывается с его новенькой гитарой, на самом деле юродство – он понимает, что все его творчество  и соответствующая жизнь, одна большая пустышка.

Итак, кто же все-таки мальчик? Как отмечали выше – он весьма ревностно и целеустремленно идет к Колокольне, не останавливаясь у магазина. Он не многословен и не теряет лишних слов. Он одет налегке (еще Бандит замечает сразу же: «Ты че-то как-то не одет»).  Он четко знает свой путь, свой маршрут – он знает, где Колокольня. Он избегает разношерстную компанию, и не пользуется возможностью быстрее и комфортнее доехать до Колокольни. И не смотря на то, что он идет пешком, он самый первый доходит до Колокольни.

Мальчик – это суть монах, который имеет твердую веру и истинное знание о Боге, т.к. он идет прямым путем. Это те, кто выбрал путь совершенных:
 

20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

(Матф.19:20,21)

 И поэтому Бог им дарует особые дары, в том числе дар пророчества и ясновидения. Это не Мальчик разговаривает с попутчиками, а Колокольня через него.

 

Режиссер
       И вот у самой Колокольни мы встречаем режиссера. Откуда он взялся и как он сюда попал, ведь мы, в отличии от других, не видим его в начале фильма. Так он же сам и говорит – режиссер. Он хозяин своей жизни и других… как ему кажется. Это его фильм (опять же, как ему казалось), поэтому, что ему стоит попасть без всяких проблем, без сложного пути и передряг, сразу же к Колокольне? Он написал сценарий и сам срежиссировал, только… сценарий его закончился у самой Колокольни. У Колокольни свой сценарий, ни один режиссер не может решить за Колокольню – режиссер сам хочет, чтобы Колокольня взяла его, а она его не берет. И встает вопрос – почему? Режиссер мучительно размышляет над этим, и понимает, что, наверное, он что-то плохое сделал: 

— А ты кто?

— А я просто бандит.

— Что-то плохое сделал?

— Да и не одно.

— А я не знаю что. 

Это душа, которая не видит своих грехов. Если Бандит еще понимает, что делает плохое, но у него нет искреннего раскаяния (ибо раскаяние к тому же ведет к изменению человека), то Режиссер, это та душа, которая умом понимает, но душой не ведает. И как же душе ведать, если же он привык режиссировать. Главное иметь толстый портфель – и если, что можно и откупиться – понастроить кучу колокольней; а можно сразу оказаться и у Колокольни, но вот незадача – для Колокольни это не имеет никакого значения, душа одета в дорогие мирские одежды, душа прилипла к этому миру — дверь к Счастью не открывается,  те, кто привязался к миру, тот в нем и остается:
 

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

(Матф.6:24) 

Черный портфель, который за спиной у режиссера, который он хотел забрать с собой туда, где Счастье, якорем удерживает здесь: 

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

(1Иоан.2:15) 

Это также черный портфель нераскаянных грехов, который режиссер не может увидеть в себе. И тут он, как бы пророчествует, рассказывает о том, что понял, как умрет:

 

— А ты знаешь, после 9-го класса я поехал в экспедицию, рабочим, по озерам Челябинской области. Пробы, лечебные грязи брали, и я греб там, и в глухом-глухом лесу нашли «Мертвое озеро». Оно черного цвета, там чудовищная концентрация соли. И я дошел и быстро вышел, а было тепло, и у меня ноги, напротив «черного озера» — в белых ботинках, тогда я понял, как я умру. 

Итак, что за Мертвое Море? Это, как говорилось в самом начале заметки – Мертвое Море в Израиле, на дне которого находятся библейские города Содом и Гоморра, которые Бог покарал за их развращенность и праздность. И покарал именно в назидание и будущим поколениям:

 

6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,

<…>

9 знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,

<…>

13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.

14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.

15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,

<…>

17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.

18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

<…>

(2Пет.2:6-22)

 К тому же режиссер говорит о белых ботинках – это могут быть и белые тапочки покойника, но откуда они стали вдруг белыми? Там было тепло и чудовищная концентрация соли – т.е. вода испарилась на ботинках и они стали  белыми от соли. Опять обращаемся к Евангелию от Матфея:

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

(Матф.5:13) 

Чтобы мясо не пожрали черви, его солят, а если соль потеряла свойство – кто ее уже заменит, ибо это неотрывное свойство самой соли? Поэтому, когда человек теряет свою «человеческую соль», свою «человечность», то его душу начинают пожирать черви и такая уже душа ни на что не годна, и не может принять в себя счастье и быть принятым Самим Счастьем. 

«Ученик Христов должен быть «солью», то есть должен быть не только сам в себе добр и непричастен злобе, но и другим сообщать доброту. Ибо такова соль. Она, сама оставаясь неповрежденною и свободною от гниения, предохраняет от гниения и другое, чему передает это свойство. Но если соль потеряет свою природную силу, она не бывает ни на что полезна, не годится ни в землю, ни в навоз». блаженный Феофилакт Болгарский, [9](толк. на лук.14:34) 

Итак, как видим, финал у тех, кто дошел до Колокольни, хоть и имел веру разный – одни обрели Счастье, а другие, как режиссер, ушли в Мертвое Море: 

7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

(Откр.21:7,8) 

Сам же Алексей Балабанов, как человек, а не, как его киногерой, надеемся, что конечно же обрел Счастье, и его приняла Колокольня, ибо судя по самому фильму, и тем темам которым он поднимает в нем, по тому, что он уподобился Музыканту, уподобился тому, кающемуся мытарю, который посчитал, что не достоин был быть принят в Царствие Небесное.

Тем более в своем посмертном интервью на дурацкий ответ журналиста он отвечает:

 

«Животные в Господа не верят, а я верю, и поэтому считаю, что после этой жизни мы еще куда-нибудь попадем. А про животных я никогда не думал». [10] 

Колокольня
Итак, мы как будто подошли к самому финалу – к Колокольне. Что есть на самом деле Колокольня в фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу»? Наверное, уже многие и так догадались – Колокольня, это суть Сам Иисус Христос, Который и есть Счастье. 

47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.

(Иоан.6:47) 

Вернемся к тому, с чего начали – мертвые, это неверующие в Бога, это те, кто идут от Колокольни, они умирают, так и не дойдя до нее. Верующие, очистившиеся (покаявшиеся в своих грехах), победившие (т.е. целеустремленно прошедшие всю дорогу ко Христу), обретают Счастье – обретают Христа для жизни вечной, несмотря на то, какими грязными они начали путь, т.е. опять возвращаясь к сцене, когда троица входит в Колокольню, мы ясно понимаем, кто и почему не обрел Счастья: 

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

(1Кор.6:9-11)

 

И дабы ни у кого больше не оставалось сомнений, посмотрим, какие храмы использовались при съемки фильма. Съемки фильма проводились на территории двух храмов:

«Ну, что ж, придется приоткрыть завесу тайны. Та самая Колокольня находится в Вологодской области, конкретнее в поселке Шексна. Храм в Еськах нам нужен для картинки. Вологодская колокольня сильно разрушена и вокруг нее тоже ничего не сохранилось. А вот у вас, напротив, и храм сохранился, и антураж». [11]

 

Не знаю, специально ли Алексей Балабанов выбрал именно эти храмы, не только из-за подходящего антуража, но, исходя и из заложенного смысла, или это какая-то очередная мистика, но съемки фильма велись на территории двух храмов, и оба храма названы в честь…. Иисуса Христа: Христорождественская церковь бывшего села Запогостье в поселке Шексна Вологодской области, и Церковь Богоявления Господня села  Еськи Тверской области. Т.е. церкви в честь праздников, когда родился Господь Иисус Христос и когда крестился (Богоявление; в древности праздник Богоявления объединял в себе и Рождество и Крещение). Т.е. это те праздники, когда Царствие Небесное приблизилось, и людям было явленно спасение:

«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Матф.3:1,2) 

И кто не принимает Евангелие, не принимает Христа, тот не может войти Царство Небесное и обрести вечное Счастье, вечную Любовь, обрести Бога, ибо они отказались сами от Него – а это суть те, лежащие мертвецы, и Матвей: 

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

(Матф.10:14,15) 

Кстати, что интересно, трупы не разлаживаются, они везде торчат из снега, для примера тем, таким, как Матвей, у которых душа еле-еле, но еще живет, чтобы они на примере этих трупов сделали себе выводы – идут ли они вперед или остаются в мерзлоте.

Матвей сделал свой выбор, и теперь каждый пусть  подумает, а какую роль он играет в этом фильме, кто он в этой жизни и каким путем идет?

Фильм, как лента жизни

Теперь остается нам соединить все в одно единое целое. Фильм, на самом деле – это разворачивающаяся лента жизни, которая начинается от самого рождения, для этого и нужны все эти долгие сцены в автомобиле, по коридорам, улицам и т.д.

Перед тем, как пойти в путь к Колокольне, они заезжают к отцу, т.е. начальная точка – детство. У подъезда стоит коляска, слышны детские голоса. Даже больше скажем – это начальный момент зачатия (вход в тесный, пещеристый, узкий и долгий коридор подъезда) и затем рождения (когда они по этому же коридору выходят, при этом Матвей отдельно со своим отцом, который его и зачал, едут в лифте). В самой квартире Матвея старый ламповый бардиольник[2], как напоминание о далеком детстве. Т.е. фильм

рассказывает о пути души от самого рождения до самой смерти.

Но мир сам начинается не с рождения души. До рождения души, что-то еще было. Что же было вначале?

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

(Иоан.1:1-4) 

С Бога все начинается – Он есть жизнь, Он есть свет, Он есть Любовь. 

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

 (1Иоан.4:7-10) 

Но человек должен вначале принять этот свет, услышать зов Бога, ибо: 

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

(Рим.10:17) 

И поэтому фильм начинается с ночных трущоб, трущоб царствия греха в котором мы все живем, в котором происходят убийства, блуд, воровство, педерастия, разврат и т.д., и вот в этом царствии греха, идет проповедь о Свете, о Жизни — по телевизору, в баре, Мальчик рассказывает о Счастье: 

«Эта планета вне нашей системы, она очень большая, на ней есть вода и жизнь, а еще на ней есть Счастье». 

Это Евангельская проповедь Христа: 

Я есмь хлеб жизни.

(Иоан.6:48)
 

кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

(Иоан.4:14) 

Но, как только зашла о Счастье, бармен тут же переключает канал, как и 2000 лет назад, когда Понтий Пилат, задав вопрос Христу, тут же отвернулся от Него, не дожидаясь ответа, т.к. не нуждался в нем:


 

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к  (Иоан.18:38) 

И вот когда люди задаются вопросом, или их спрашивают, в чем смысл жизни, они что отвечают? Правильно, в основном – семья, дети и т.д., но только не Бог, от которого все это и зависит. И по телевизору в баре, нам преподносят именно такую подмену:

 

(Сцена из фильма):

— Лиля! Будь моей женой! Выходи за меня замуж!

— Я говорю: «Да!» 

Но главная свадьба в жизни человека – это свадьба души с Богом. Жених есть Христос , а душа — Его невеста, чья взаимная любовь особо воспета в книге Писания «Песня песней».


 

«Невеста – христианская душа – желает, чтобы Бог лобзал ее лобзаньем уст своих, то есть, чтобы Бог встретился с ней лицом к лицу. Душа желает, чтобы Бог не через тени, не через кого-то из посредников общался с нею, но чтобы лобзанье Его уст, то есть слово Его, выходящее из Его уст, прекраснейший поцелуй, оно пришло к лицу ее, чтобы она могла встретиться с Ним и стать одним целым». о.Даниил Сысоев, [12](толк. на (Песн.1:1)) 

Но вернемся к нашим героям, которые уже приняли проповедь, и знают, где находится Счастье и в каком направлении двигаться. Все православные знают, что когда человек становится на путь к Богу, его тут же поджидают неприятности, т.к. противник, древний враг человечества – сатана (или как его называю «лохматым») не дремлет. Как компания тронулась четко в путь к Колокольне, то они тут же чуть не попали в аварию. За рулем проехавшей иномарки была женщина, а падение человечества началось именно с Евы.

 Также, когда они въезжают в аномальную зону, из коровника выбегают коровы, которые пробегают дорогу едущей компашке. У режиссера долго не получалась эта сцена — коровы, первый раз увидев снег, просто ошалели. Но режиссер упорно хотел эту секундную, вроде бы никчемную сцену. Зачем? Коровы — это суть «бесы» — рогатые и хвостатые. Не написал об этом сразу, т.к. и так текста было много, а многих и так весьма коробит от одного только упоминания об Евангелии и Христе, а тут еще… «бесы».

Музыкант: А почему коровы не дохнут?
Бандит: Так они ж не люди!

Заметьте, бесы переходят дорогу, идущим к Колокольне — т.е. бесы, нам всегда препятствуют и перебегают дорогу и не хотят нашего спасения, они жаждут нашей погибели (как-то я ощутил ненависть бесам к людям… это страшное и жуткое ощущение, если Бог есть безграничная Любовь к людям, как говорит а.Павел: «превосходящая разумение любовь» (Еф.3:19), а бесы, это тотальное отсутствие Любви — тотальная ненависть, такая же ненависть, которая не подается разумению (но об этом как-нибудь в следующий раз)).

В Библии, ангелы также называются животными — это вам даже еврейские раввины скажут:
«Корнем и истоком диких и домашних животных нашего мира являются ангелы, которые поэтому и называются «хайот» (дикие животные) и «беэмот» (домашний скот)»  («Ликутей Сихот» том 15, стр. 13-19)

А бесы — это падшие ангелы.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
(Матф.8:29-32)

 

Но все же, до того, как тронуться в путь к Колокольне, они до этого, вначале все-таки заехали в «магазин». А потом на протяжении всего фильма, компания глушит водку из горла без всякой закуски. Очень странное действие, как-то они упорно и упорно, как последние алкоголики пьют эту водку, и при этом, вроде бы, и не пьянеют. Долго не мог понять смысл сего действия. Обратим внимание на мелочи и вернемся опять к началу фильма – в бане Банди говорит о той аномальной зоне в которую они направляются :

«Там произошло, какое-то сильнейшей электромагнитное излучение, и все погибло. Территория там небольшая, но много лет уже зима – ядерная зима. Чудовищная радиация. А в центре Колокольня, она людей забирает, но говорят не всех».

 Колокольня дает Счастье, а кого не забирает, тот умирает,  значит  зона с чудовищной радиацией вокруг Колокольни — это зона смерти, и не просто смерти, а вечной мерзлоты — тотальная окончательная смерть в аду.

Также в ключевой сцене у костра в самой зоне происходит разговор:

Бандит: Алкоголь понижает уровень радиации в крови.

Матвей: А ты по чем знаешь?

Бандит: Говорят. А ты че наезжаешь?!

 Итак, аномальная зона – это зона смерти, радиация –  это то, что медленно убивает, т.е. это сама смерть, время, которой мы подвластны, и которая неумолима действует на нас и тело под ее действием постепенно тлеет и тлеет. Очень яркий образ, интересная сценарная находка  в этом контексте сравнить радиацию со смертью или, точнее, со временем.

И вот, извечная проблема человечества – или победить смерть, найти эликсир молодости, или забыться и совсем забыть о времени, забыть о смерти, и делать вид, что не замечаешь ее, и это не касается тебя, во всяком случае в данный конкретный момент.

И если эликсир молодости за столько тысяч лет так и не открыли, то лучший заменитель этого эликсира – конечно же водка: «Алкоголь понижает уровень радиации в крови». Это все, что создает видимость жизнь – развлечения, веселия, пьянство, разврат. У человека возникает ощущение, что он живет, и что у него все «all right». А где водку достать? Правильно – в магазине. А кто стоит за магазином? кто управляющий? Правильно – лохматый, которого мы ни разу не видели в фильме, как и Бога, он незримо постоянно присутствует, как и Бог – идет война за души людей.

И вот Матвей проиграл в этой войне, он выбрал «магазин», а не Колокольню, закопав прямо перед магазином себя и самого отца.

Хочется отметить, что в городе еще есть аптеки, и вот, Музыкант, вначале заходит в аптеку и покупает за 34 рубля пихтовое масло для парилки. Честно, что именно  имел в виду Алексей Балабанов под пихтовым маслом  трудно понять. Ясно, что аптеку идут за лекарствами, а в фильме главное лекарство – это Христос, поэтому пихтовое масло, может быть созвучно смирне, которую принесли волхвы новорожденному Младенцу Иисусу. Хотя в этом случае, логичнее было, если бы он взял полынное масло, но пихта, также горька на вкус, к тому же имеет иголки, которые могут символизировать терновый венок Спаситель, через страдания Которого, мы и излечиваемся. Музыкант несколько раз предлагала Бандиту пихтовое масло в бане. Баня, это Церковь, в которой душа очищается:

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

(Еф.5:25-27)

 Т.е. пихтовое масло, оно в первую очередь, для излечения души:

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

(Иак.5:14,15)

 И как можно догадываться, Бандит так и не воспользовался этим лекарством.

Об одном герое мы только не говорили, и ему не был выделен отдельный раздел — «мертвый отец». Дело в том, что для Бога, «мертвых», т.е. неверующих, как бы не существует — «у Бога все живые», поэтому они очень редко упоминаются в Писании — если Бог для них пустое место, то и они для Него также пустое место. Поэтому и самого отца, мы также почти и не видим в фильме, хотя он едет с ними в машине, поэтому нет смысла и в этой статье уделять много места — все мертвые лежат вдоль дороги головой от колокольни.

Вот и вся история о пути нескольких душ к Богу – кто не обрящет путь, и не придет к Богу, тот просто мертвец и лежит в вечной мерзлоте: 

«Человек без Бога — абсолютно ненужное никому существо, которое живет непонятно зачем, непонятно зачем ест, пьет, размножается, помирает, которое в землю закапывают.

Был человек, и непонятно зачем жил. Говорят: напрасно прожитая жизнь. Так и получается без Бога. Какой смысл во всей его жизни? Никакого!

 

Много разных смыслов выдумывают себе люди, говорят: ради потомков. Но если твой потомок такой же, какая разница?… Жить [без Бога] абсолютно бессмысленно, а разве это не так? Ведь земные цели тленны. Они все исчезают и распадаются….Ради имущества жить бессмысленно, потому что имущество часто и до смерти не доживает. Ради детей жить бессмысленно, потому что дети тоже смертны.

 

Всё в этом мире смертно и тленно, лишь Бог бессмертный и нетленный может дать нам возможность расцвести для нетления». О.Даниил Сысоев.

 Послесловие: Алексей Балабанов и Андрей Тарковский. Мистика фильмов «Я тоже хочу» и «Солярис»
      Вначале предполагал, что этот раздел будет в введении, но потом решил не утруждать читателя и так слишком большим повествованием, поэтому перенес в послесловии.

Хочется сказать в общем о самом фильме и в частности, о его мистике.  Просто нельзя не провести параллели между фильмом «Я тоже» и творчеством Андрея Тарковского. Такое ощущение, что Алексей Балабанов просто сделал ремейк «Сталкера» (группа интеллигентов направляет к таинственной закрытой зоне , в которой находится комната исполнения желания), но на современный лад. Также чем-то схожие сцены движения в автомобиле со знаменитым длительным проездом по улицам мегаполиса в фильме Андрея Тарковского «Солярис».

Фильм Алексея Балабанова, все же намного слабее и проще «Сталкера», в принципе, это можно и  понять – «Сталкер» это детище, которое могло быть мучительно рождено только в таком тоталитарном  обществе, как «совок». Думаю, «Я тоже хочу» все-таки рассчитан на богему, которая может созреет, чтобы повернуться лицом к Колокольне. Нынешнее поколение, выращенное на «кашке» современного телевидения и киноиндустрии, с трудом может переварить «грубую» пищу Андрея Тарковского, и поэтому вызрело, точнее давно назрело,  «молоко» Алексея Балабанова, разговаривать о том, же но на другом, более легком и понятном языке:

«Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские». (1Кор.3:2,3) 

Ремейк или не ремейк, но фильмы не могли не быть похожими, т.к. в основу обоих творений была заложен Евангельская проповедь, Сам Евангельский камень – т.е. Христос, но что общего у фильмов – так это мистика, которая окружает эти киноленты и их авторов:

— в фильме «Сталкер» есть кадр, где проплывает листок из отрывного календаря с датой смерти Андрея Тарковского. В фильме, «Я тоже хочу», созданном в 2012г , можно сказать, что режиссер также предсказал свою смерть – когда группа греется ночью у магазина, Матвей говорит: «всего равно, через год умирать». Чуть позже на этом опять акцентируется внимание;

— также это последний фильм Алексея Балабанова, в котором он буквально снял свою смерть;

— многие фильма Алексея Балабанова, как и фильмы Андрея Тарковского, преследовали какие-то мистические и трагические истории, связанные со смертью актеров, и изменению планов по съемкам фильмов [1];

— как уже отмечал выше выбор церквей для съемки фильма – возможно это сознательный выбор, но может и нет. Есть предположение, что церковь привлекла внимание именно чудесами, которые там происходят – т.е. сам храм, или точнее Бог, привел Алексея именно на это место, хотя все в этом мире творится по Божьему промыслу [13] (прим.: после написания статьи, наткнулся на интервью А.Балабанова, где он говорит, что идея фильма пришла, именно после того, как он увидел церковь из Тверской области);

— после выхода на экран «Сталкера» все считали, что Андрей Тарковский пророчествовал взрыв на Чернобыльской АЭС, и хотя в фильме ничего не сказано об этом, но у всех аномальная зона А.Тарковского ассоциируется именно с этим. Весь фильм постоянно упоминается какая-то катастрофа в 4м бункере – и потом авария в Чернобыле произошла именно в 4-м блоке. Не знаю, знал ли об этом Алексей Балабанов, но Матвей тоже лежал в 4-м боксе.

Мог ли обойтись режиссер без этой сцены в фильме, или он ее специально включил именно для этой фразы: «Он в 4-м боксе», или опять мистика – не знаю. Но знаю, что в этом мире нет ничего случайного. Если фильм Андрея Тарковского сулил Чернобыльскую аварию, тогда что сулит нам фильм Алексея Балабанова, если сам Матвей – суть апостол Матфей, не хочет идти к Колокольне и остается в вечной мерзлоте, то это можно воспринимать, как окончательную катастрофу – Апокалипсис. Апокалипсис души.

 P.S. Вообще детально изучая всю нелегкую историю создания «Сталкера», у меня было неотступное ощущение, что Сам Бог снял этот фильм, т.к. он задумывался изначально совсем иначе. Но это уже другая история.

 Библиография

[1]  Комсомольская Правда: Коллеги об Алексее Балабанове: «У него за все болело сердце». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/online/news/1441738/ (дата обращения: 21.05.2013)

[2]  Алексей Балабанов начал поиски Колокольни Счастья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinopoisk.ru/news/1832738/ (дата обращения: 20.05.2013)

[3]  Св.Иоанн Златоуст: Толкование на святого евангелиста Матфея : Книга 1,2, Т.7. в собр.:  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).

[4]  блаженный Феофилакт Болгарский: Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. блаженный Феофилакт Болгарский — М : Изд. дом «Новая кн.», 1996.

[5]  Б.Геце; Торрей, Р.А. (Mitarb.): Библейский словарь. Б.Геце — Б. м : Б. и, Б г.

[6]  Вихлянцев, В. П.: Библейский словарь //К русской канонической Библии : версия 25.11.2010// . Вихлянцев, В. П. — Москва : Сам полиграфист, 2010.

[7]  Св.Тихон Задонский: Об истинном христианстве, кн. 1: Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях. Св.Тихон Задонский, 2011.

[8]  Сайт: «Взрослые дети алкоголиков (ВДА)»: Молитва на все времена. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detki-v-setke.ru/txt/index.php/t814.html (дата обращения: 21.05.2013)

[9]  блаженный Феофилакт Болгарский: Святое Евангелие от Луки с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. блаженный Феофилакт Болгарский — М : Изд. дом «Новая кн.», 1997.

[10]        Вечерняя Москва: Алексей Балабанов: «Я хочу в рай, чтобы встретиться со своим папой». [Электронный ресурс]. URL: http://www.vmdaily.ru/news/2013/05/18/aleksej-bababanov-ya-hochu-v-raj-chtobi-vstretitsya-so-svoim-papoj-196790.html (дата обращения: 21.05.2013)

[11]        Комсомольская Правда в Твери: Алексей Балабанов превратил Тверскую область в аномальную зону. [Электронный ресурс]. URL: http://tver.kp.ru/daily/25844/2815870/ (дата обращения: 21.05.2013)

[12]        о.Даниил Сысоев: Беседы на книгу Песнь песней. о.Даниил Сысоев — Москва : Христианская книга, 2010.

[13]        ТВ Русский Север: Фильм А. Балабанова «Я тоже хочу» //Чудеса храма, в котором снимали фильм// . [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lWcy14YUFrw (дата обращения: 21.05.2013)

 


[1]   Многие превратно понимают это слово в Евангелии, видя в нем непочитание к родителям, поэтому другой известный

толкователь Писания, блаженный Феофилакт Болгарский поясняет:

«Конечно, должно почитать и родителей, но Бога надлежит предпочитать им». [4]

<>

[2] Так в Молдавии (на родине автора заметки) называют старые ламповые радиоприёмники;

(с) Дрэничеру Александр


(part1)(part2)(part3)(part4)

21 мая 2013г
«Записки мирянина»
dralexmd.livejournal.com


labe_end
«Православная Цитата» BQT

Просмотры: (10742)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *